Городенцев Алексей Никитович
Городенцев Алексей Никитович

Родился в 1913 году.
После демобилизации в 1946 году начал работать токарем в цехе по ремонту счетчиков Энергонадзора Мосэнерго.
В 1949 году назначен мастером монтажного отделения, затем мастером лаборатории.
С 1964 года - зам. начальника цеха счетчиков, с 1968 года - начальник цеха по ремонту счетчиков.
В 1976 году вышел на пенсию, затем вернулся в цех счетчиков слесарем.
Член КПСС с 1946 года.
Награжден орденом "Славы" III степени, медалями.
Заслуженный ветеран Мосэнерго.


Воспоминания.
На второй день войны - 23.06.41 г. по предписанию в воинском билете, я явился рано утром в воинскую часть, располагавшуюся в то время в районе Царицына под Москвой. К вечеру того же дня, подразделение, в которое я был зачислен, срочно направили в Москву для занятия огневых позиций по обороне Московского Кремля и др. учреждений и предприятий этого района.
Воинская часть, в которую я был призван, - зенитный полк, -нам подлежало охранять небо над Кремлем и охранять первую электростанцию, что на Раушской набережной, дом 8.
На крыше этого здания и была размещена наша зенитная батарея. На этой позиции батарея стояла до ноября 1941 г., после чего батарею рассредоточили; 2 пушки установили на Болотной площади рядом с домом правительства и 2 пушки за Китайской стеной, где теперь гостиница Россия.
Осенью 1942 г. я был командирован в г. Горький - в зенитное училище курсантом. В феврале 1943 г. все училище было отправлено на северо-западный фронт (в район Старой Русы).
Дивизия наша именовалась воздушно-десантной, состоящая из 3-х пехотных полков и одного полка полевой артиллерии 75 мм.
В бой вступил в феврале 1943 г., а к середине марта в дивизии осталось около 20 % личного состава. В конце марта дивизию отвели на формирование, погрузили в эшелон и направили в район Курской дуги. Являясь участником сражений на Курской дуге, считаю небезинтересным вспомнить артиллерийскую канонаду, которая длилась непрерывно около 5 часов из порядка 20 тысяч стволов на определенном участке фронта.
Наступление это было успешным. В наступлении участвовало большое количество танков, авиации и войск. Это наступление явилось началом изгнания фашистских войск с нашей земли.
Хорошо помню с этого момента наша дивизия всегда наступала и продвигалась вперед медленно, но уверенно.
Бои были невероятно тяжелыми, потери в людях и технике были как на войне...
С тяжелыми боями в составе Степного Фронта, а затем 2-го Украинского Фронта прошли Украину, Молдавию, перешли государственную границу и вступили в Румынию, Трансильванию, Венгрию, Австрию, Чехословакию.
Из многочисленных сражений успешных и безуспешных ярко осталось в памяти форсирование Днепра.
Задача нашей дивизии была форсировать Днепр на участке километров 20-25 правее города Кременчуга.
В течение недели на этот участок было подтянуто большое количество разных калибров артиллерии. Артстрельба не утихала ни днем, ни ночью.
В течение нескольких дней мы наводили понтоны, строили плоты и др. переправы через Днепр. Под покровом ночи пытались перейти реку, но всякий раз фашисты отбрасывали нас со значительными потерями в людях.
Нам, солдатам, казалось, что командование что-то делает не то, так как затраченные усилия и потери людей не приносили желаемых результатов.
По замыслу командования наступление нашей дивизии было отвлекающим маневром. А в это время, левее города Кременчуга наши войска почти без потерь форсировали Днепр, а нам оставалось быстро свернуться и всей дивизией пройти по готовому пути и занять позиции на другом берегу Днепра.
Плацдарм, который мы заняли, на другом берегу (кукурузное поле), был не более 1,5 - 2 км в глубину.
Нам, солдатам, казалось, что вот-вот немец сбросит нас в Днепр, мы буквально ползали, а не ходили, потому что огонь пулеметный и минометный был настолько плотен, что невозможно было поднять головы.
Дня через 2-3 к нам было переправлено значительное количество танков и артиллерии и наши войска пошли в наступление. Рано утром нашей батарее была дана команда открыть огонь по заранее подготовленным целям, на каждую пушку по 100 снарядов. В это утро, на значительном участке по фронту разгорелось ожесточенное танковое сражение. Фашисты не ожидали такого мощного наступления, во многих блиндажах и траншеях фрицы не успели проснуться, и мы сделали им утренний подъем. Наступление было успешным, мы продвинулись вперед на 45 км.