ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича

Государственная электрическая станция № 1 им. П.Г. Смидовича – старейшая действующая электростанция России. ГЭС-1 внесена в список памятников всемирного наследия ЮНЕСКО как уникальный памятник промышленной архитектуры.

Электростанция всегда считалась кузницей энергетических кадров. До 1917 года на ней работали такие известные энергетики, как Роберт Классон – руководитель строительства первых центральных электростанций общего пользования, Глеб Кржижановский – председатель комиссии ГОЭЛРО.

5 сентября 1895 года «Общество Электрического Освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет. Заключив договор с городскими властями, «ОЭО» приступило к созданию новой электростанции.

Место для будущей станции было выбрано на берегу Москвы-реки. 22 ноября (6 декабря) 1895 года «Общество Электрического Освещения» выкупило у Попечительского совета Александровского коммерческого училища во главе с мануфактур-советником В.Г. Сапожниковым участок № 1 площадью 1,2 га, на котором располагался сад училища, на Раушской набережной в Замосковоречье. Под станционные здания (машзал, котельная и административный корпус) было отведено 0,35 га. Остальная площадь была занята под два служебных дома, материальный и кабельный склады, бункер двух нефтецистерн и двор с садом. За участок было заплачено 140 тыс. рублей.



Строительный проект МГЭС-1, 1897 год

1 (13) февраля 1896 года Правление «Общества Электрического Освещения» постановило: «Устроить временную станцию и проложить кабельную сеть от нее…». Одновременно был утвержден предварительный план архитектора В. Николя и инженера А.Г. Бессона. Закладка электростанции между Раушской набережной и Садовнической улицей была осуществлена 14 (26) июня 1896 года. Электростанция получила название Раушская. Проект станции был разработан членом Правления «ОЭО» академиком Н.П. Басиным и инженером А.И. Колосовым, а руководил строительством военный инженер Н.В. Смирнов и инженер-технолог А.Г. Бессон (по другим сведениям проект станции составлен фирмой «Сименс и Гальске» в Шарлотенбурге, а по проекту Н.П. Басина выполнен фасад станции).


А.Н. Бессон

К 1 ноября 1896 года были собраны заявки от абонентов, желающих подключиться к новой станции. Согласно этим заявкам, должно было быть подключено 23 435 лампочек.

28 апреля (10 мая) 1897 года произведена приемка строений, а уже 14 (26) ноября 1897 года пущена 1-я очередь. 16 (28) ноября того же года торжественно открыта Раушская электростанция мощностью 3,3 МВт. Эту дату принято считать днем рождения ГЭС-1. В это же время был смонтирован 1-й щит управления.

Опись оборудования Раушской электростанции,
апрель 1896 года

Расположение станции на берегу реки позволило решить вопрос с водой, необходимой для ее работы. Вода забиралась непосредственно из Москвы-реки – до 18 тыс. тонн в час. Был устроен приемный деревянный колодец посередине реки и 2-й колодец с приемными клапанами (1-я насосная станция). Система водоснабжения Раушской электростанции была абсолютно грандиозной даже для такого города, как Москва. Мощность всех станционных водоснабжений позволяла довести подачу воды до 30 тыс. тонн или 2 400 000 ведер в час, что было в два раза больше, чем подача воды во всех московских водопроводах.

На Раушской электростанции были установлены водотрубные котлы, «Сименс и Линц» производительностью 6 тонн пара в час, работающие на нефти, и вертикальные паровые поршневые тихоходные машины Саксонского завода по 500 л.с. с генераторами «Сименс и Гальске» тройного расширения с конденсацией мощностью по 1 000 л. с. Паровые машины были соединены с генераторами трехфазного тока напряжением 2 100 В. Ток поступал в питательные кабели. В многочисленных трансформаторах, разбросанных по всему городу, ток трансформировался на 120 В и доставлялся абонентам. Это позволило увеличить радиус обслуживания до 5 км и снабжать потребителей электроэнергией не только для освещения, но и для производственных нужд.

Разрешение на пуск станции

В октябре 1898 года закончен перевод 800 абонентов от первой электростанции «Общества Электрического Освещения» – Георгиевской – на питание от Раушской станции. Тариф, предложенный «ОЭО» для московских потребителей, был достаточно высок – 50 копеек за 1 кВт•ч на освещение и 35 копеек – на технические цели.

После перевода абонентов в 1899 году была закрыта Георгиевская электростанция. За всю историю московского отделения «Общества Электрического Освещения 1886 года» и Мосэнерго это был единственный случай. Все, когда-либо построенные станции, кроме Георгиевской, работают до сих пор.

Московская Центральная станция
на Раушской набережной

Обязательным условием при выборе места для строительства электростанции является учет нескольких факторов: близость потребителей электро и тепло-энергии, техническая возможность их доставки, наличие поблизости крупных водоемов и простота доставки топлива. Обычно приходилось жертвовать одним из факторов, но обязательно учитывать два других. Георгиевская станция была построена с учетом лишь одного фактора – близости потребителя – в самом центре Москвы. И сразу столкнулась с недостатком воды, трудностями с доставкой топлива и невозможностью расширения. Поэтому главным фактором при выборе места для Раушской станции было расположение на берегу Москвы-реки, откуда и забиралась вода и близость потребителей (центральных улиц, торговых пассажей, театров). Как только появились технические возможности передачи электроэнергии на большие расстояния по высоковольтным линиям, стали возводиться районные станции в Подмосковье – Электропередача, Шатурская и Каширская ГРЭС, которые строились рядом с источниками топлива. Эти факторы и предопределяют историю станции.

Для ГЭС-1 всегда основной проблемой была именно доставка топлива. Выигрывая в одном, приходилось проигрывать в другом. К тому же то, что являлось достоинством в конце 19 века, могло впоследствии обернуться недостатком. Так, близость к потребителю обернулась трудностями с расширением станции, расположенной в историческом центре Москвы. Но то, что станция работает до сих пор доказывает, что место для строительства было выбрано верно. А с постепенным переводом станции на газ была решена и проблема доставки топлива.


В 1899 году был проложен кабель 6 кВ к электрическому парку близ Башиловки для питания 1-й московской трамвайной линии от Бутырской заставы до Петровского парка. В 1902 году завершен монтаж 30 паровых котлов (12 атм) с мазутными топками и 10 вертикальных паровых машин тройного расширения. Общая мощность станции возросла до 6,6 МВт. В 1904 году установлена 1-я паровая турбина системы «Браун-Бовери-Парсонс» (3 МВт). В 1905 году установлены 2 турбогенератора «Браун-Бовери-Парсонс» по 2 МВт, 4 новых паровых котла с поверхностью нагрева по 400 м². Введен дифференциальный тариф для предприятий со скидками за продолжительность работы двигателей. Общая длина кабельной сети составляла: в 1897 году – 50 км, а в 1905 году – 300 км.

Московская Центральная станция
на Раушской набережной,
распределительный щит, 1904 год

15 февраля 1907 года была пущена первая очередь Трамвайной станции, построенной на деньги Городской управы. На станции были установлены два генератора мощностью 6 тыс. кВт и частотой 25 гц – специально для снабжения электроэнергией московского трамвая. Первый же договор 1899 года о снабжении Раушской станцией электричеством московского трамвая породил массу недовольных в Городской управе. «Общество электрического освещения» обвиняли в завышенных тарифах, которые препятствуют развитию городского общественного транспорта. Московские власти постоянно обвиняли «ОЭО» в высоких тарифах. Но в последующем, когда под Москвой была построена электростанция «Электропередача», именно московские власти не пускали дешевую электроэнергию в город. Тарифы для освещения улиц устанавливало само городское управление, а тарифы для промышленных предприятий – «ОЭО», которое устанавливало для них льготный тариф. В среднем промышленники платили по 10 копеек за один кВт•час, что было в несколько раз меньше тарифа на освещение.

В ноябре 1907 года на Раушской станции завершена постройка нового машинного зала и котельной (2-я очередь). Был смонтирован 2-й распределительный щит с мраморной доской (прежний был деревянным) и тремя этажами для приборов. Суммарная мощность станции достигла 12 тыс. кВт. Территория станции была расширена за счет приобретения соседнего участка земли и сноса находящихся там зданий (в частности, паровой фабрики макарон, шоколада и кондитерских изделий И.Л. Динга (бывший дом Клюгина) и других).

Московская Центральная станция
на Раушской набережной,
котельная, 1906 год

В том же 1907 году кабельная сеть станции стала захватывать окраины Москвы и проникать в фабричные районы. Средний прирост за три года (1910-1912 годы) присоединенных моторов на фабриках и небольших мастерских превысил 40 процентов. К концу 1913 года к станции было присоединено около 9 тыс. моторов общей мощностью 44 тыс. кВт.

Для доставки топлива на станцию в 1907 году от нефтяных складов акционерного общества «Ока» у Симоновского причала (позднее – Ленинская нефтебаза), куда подходили баржи с бакинской нефтью, был построен специальный нефтепровод. В 1928 году сооружены 3 наземные бака на Жуковом дворе общей емкостью 6 500 м³. Позднее, в 1930 году, нефтепровод был перестроен на больший диаметр длиной 6 км, а на территории станции были сооружены 3 подземных бака емкостью 800 м³. От нефтехранилища на МГЭС-1 был проложен нефтепровод на МГЭС-2.

С 10 по 14 апреля 1908 года в Москве произошло одно из самых больших наводнений в истории города. Такого наводнения не было с 1854 года. Наводнение разразилось в первые дни празднования Пасхи и грозило разрушением Раушской станции.


Табличка уровня весенних вод 1908 года
и сейчас установлена на ГЭС-1

Станция представляла собой остров, окруженный со всех сторон водой, и добраться до неё можно было только на лодке. Водой были залиты все помещения станции, вся обмотка генераторов была подмочена, её пришлось просушивать, а иногда перематывать вновь. На исходе вторых суток в аккумуляторном помещении взорвался пол и хлынул такой каскад воды, что никакие собственные насосы спасти ситуацию не могли. Наводнение привело к остановке станции на несколько дней и в первый день Пасхи – 15 (28) апреля – Москва была погружена во мрак. Директор станции Р.Э. Классон мобилизовал все рабочие силы для откачки воды, отыскал ручные и паровые насосы. Пожарные паровые машины работали день и ночь. Только на второй день праздника со станции успели перевести кабель и осветить Тверскую и три театра: Корша, Интернациональный и Новый. Раушская была спасена и через неделю вновь начала работать. Вода сильно повредила фундамент здания станции, и поэтому при ликвидации последствий наводнения пришлось устанавливать водонепроницаемые перегородки. Но, прежде всего, была построена новая насосная станция из приемных головок на дне Москвы-реки и установлены 4 горизонтальных насоса.

В 1909 году Раушская прекратила подачу электроэнергии для городского трамвая. Всю нагрузку по снабжению городских трамваев электроэнергией взяла на себя Трамвайная станция. В том же году осуществлена кабельная связь 6,6 кВ с металлическим заводом «Гужон». В 1904 году электростанция отпускала на трамвай 19 процентов нагрузки, а в 1910 году – всего лишь четыре.


Первая реконструкция станции

В 1910 году началась реконструкция Раушской электростанции. На берегу Москвы-реки сооружено приемное устройство насосной станции.

В здании 2-й котельной установлены 8 паровых котлов «Бабкок-Вилькокс», 2 вертикальных паровых котла «Гарбе», 3 турбогенератора «Целли» с генераторами «Симменс-Шуккерт» по 3 МВт. Смонтированы приборы автоматического регулирования питания котлов водой фирмы «Ханеман». Начато развитие кабельной сети 6 кВ. Мощность станции составила 21,5 МВт.

До 1910 года развитие кабельной сети было только количественным. Длина кабельной сети составляла 680 км. Но для передачи больших объемов энергии на окраины города, для фабрик и заводов, вольтаж 2 100 В был крайне неэкономичен. Было принято решение питать отдельные районы радиусом от 4 до 10 км током 6 500 В. Были построены трансформаторные помещения, которые понижали напряжение до 120 В. Сети Раушской станции были разделены на районы: два – по 6 500 В, и четыре – по 2 100 В. Связаны они были только через трансформаторную подстанцию 6,6/2,2 кВ.

Прокладка кабеля по Софийской набережной.
Москва

В 1911 году архитектором Э.И. Норвертом переделаны главный корпус с машинным залом и котельными (главный корпус с машинным залом перестраивался в первый раз в 1907 году, а затем – в 1926 и 1928 годах). Были выведены стены нового более высокого здания котельной и перекрыты фермами и крыше. Только после этого были разобраны крыша и стены старого здания. Причем работа котельной не прекращалась ни на минуту. Затем были демонтированы котлы левой стороны, на их месте смонтированы новые, а затем также демонтированы и установлены новые котлы на правой стороне.

В 1913 году построено двухэтажное распределительное устройство (3-й щит) 6,6 кВ. Раушская вырабатывала 89 млн кВт•ч. К станции были присоединены абоненты 286 городских блок-станций. В этом году валовой доход станции превысил 7 млн рублей.


Вид с крыши Раушской электростанции

В 1914 году на место демонтированных 19 котлов установлены более мощные котлы «Гарбе» (14 атм, 325° С). 10 паровых машин заменены на 7 турбогенераторов с общей мощностью 44 МВт. Так как существующие в машинном зале распределительные устройства уже не соответствовали новой мощности генераторов, в 1914 году построено новое распределительное устройство (4-й щит) 2,2 кВ. Впервые на отходящих линиях установлены масляные выключатели с максимальным реле с выдержкой времени. В РУ-6,6 кВ устроены 2 системы кольцевых сборных шин. В октябре через шины завода «Гужон» включена в работу ЛЭП-70 от электростанции «Электропередача». Мощность Раушской станции достигла 55 МВт.

Московская Центральная станция
на Раушской набережной,
машинный зал

13 (26) августа 1915 года через понизительную станцию «Измайловская» осуществлена связь Раушской с электростанцией «Электропередача». Станции начали работать в параллельную сеть.

В 1916 году на Раушской станции был установлен турбогенератор «Броун-Бовери» 10 МВт с генератором на напряжение 6,6 кВ и конденсатором для турбины на 5 МВт турбогенератор «АЕГ» 5 МВт демонтирован по решению Военного министерства и отправлен в Петроград на один из военных заводов. Демонтирован также паровой котел «Бабкок-Вилькокс» полуморского типа. Мощность станции достигла 57 МВт.

К 1917 году длина кабельной сети составила 1 584 км.




Назад к списку очерков