Родился в 1909 г.
С 1932 по 1981 гг. работал в МКС Мосэнерго в различных должностях: техник, заместитель начальника 4-го района, начальник 1 и 4 районов, начальник производственно-технической службы.
Воспоминания Умова П.А., бывшего начальника района и ПТС.
В мае 1938 года я был назначен начальником 4-го района, где проработал до 1948 года.
В предвоенные годы в 4 районе усиленно проводилась работа по замене старого устаревшего оборудования (сухие трансформаторы тока и напряжения, масляные выключатели ВВС и др.). Началось внедрение автоматизированной питающей сети.
И вот - 22 июня 1941 г. - война! Московская кабельная сеть была реорганизована в батальон местной противовоздушной обороны. Директор Титов Е.П. стал командиром батальона. Был организован штаб батальона, начальником штаба стал Шитин Д.Г., секретарь партбюро Серов А.А. был утвержден парторгом ЦК. Начальники районов стали командирами рот МПВО и я стал командиром 4 роты.
Из района ушли в Советскую Армию много товарищей, некоторые уволились. В роте остались только персонал непосредственно обслуживающий сетевое электрооборудование.
Нас перевели на казарменное положение - было выделено помещение школы в Земском пер.,4, где размещались все семь рот МКС.
Все плановые работы были прекращены. Основной задачей было обеспечение потребителей электроэнергией и в первую очередь заводов, работающих на нужды фронта.
Был организован выезд семей работников МКС из Москвы. Так, уже в середине июля 1941 года наши семьи были собраны у Речного вокзала на Варшавском шоссе, были поданы баржи и на них семьи были погружены.
Расставание было не радостным. Увидимся ли, а если увидимся, то когда.
В это время Москву уже бомбили и опять опасение - не разбомбили-бы баржу. Провожал я свою семью вместе с начальником подрайона Коганом А.И., который также отправил свою семью. Последующие дни показали, что страхи наши были напрасны. Баржи благополучно доехали до места эвакуации.
А уже через неделю, это было 22, 23 или 24 июля, но точно помню, что в ночь на воскресенье, произошло большое несчастье: в школу-казарму в Земском пер. попала бомба и разрушила здание школы. Я в эту ночь являлся дежурным по МКС и находился на ул. Осипенко, в подвале, где размещался штаб нашего батальона. Постепенно, как выбирались из-под обломков оставшиеся в живых наши работники, их привозили на Осипенко, успокаивали и отпускали отдохнуть от пережитого. Всего тогда погибло работников МКС 13 или 14 человек.
Были организованы похороны, и они захоронены на кладбище в общей могиле. Все погибшие - опытные руководящие работники - начальники подрайонов, дежурные инженеры и пр.
Если бы такой случай произошел не в ночь на воскресенье, когда часть персонала была отпущена по домам, а в будний день, наши потери были бы еще более значительными.
После этого случая размещение персонала района было рассредоточено: для каждого района было подобрано помещение на территории своего района, недалеко от станции Метрополитена и было дано указание - при сигнале "ВТ" (воздушная тревога) персоналу ходить в метро. Так, для размещения 4 роты было представлено здание детского сада фабрики "Парижская коммуна" по 3 Монетчиковскому пер., недалеко располагался наклонный ход в метро, где теперь станция "Павелецкая". И всю войну 4-я рота прожила в этом здании, а при "ВТ" скрывалась в метро.
Персонал района занимался в основном ремонтными работами, осмотром состояния оборудования. Так вспоминаю, что от взрыва бомбы по Б. Серпуховской ул.,13 было разрушено ТП 862. Персонал района быстро путем переключений по сети низкого напряжения, созданием временных схем восстановил напряжение для оставшихся жилых домов. Также было и при разрушении ТП 3392 по I Павелецкому пер.
После окончания войны эти ТП были восстановлены.
Вспоминается случай повреждения одного из питающих кабелей с п/ст 6. Место повреждения было замерено в железнодорожных путях Окружной ж/д. При раскопке обнаруживаем, что кабель разорван, а второй конец отсутствует. Пришлось выполнять замер с другого конца и в дальнейшем выяснилось, что в железнодорожный путь попала бомба, повредила пути и одновременно кабель МКС.
Железнодорожники быстро засыпали котлован от взрыва бомбы, восстановили путь и все заровняли. Для ремонта пришлось проложить вставок значительной длины.
Очень тяжело было с электроэнергией в зимнее время. Много электростанций было эвакуировано, не хватало топлива и следствием этого была нехватка электроэнергии.
Были составлены графики отключения питающих кабелей и были кабели, которые отключались на 2-3 дня и очень часто. Это приводило к справедливым жалобам со стороны жителей, но увы, МКС ничем не могла им помочь.
С октября 1941 г. в Москве был введен комендантский час, т.е. движение по Москве после часа ночи и до 6 утра разрешалось только по пропускам. Нам, командирам рот, были выданы специальные пропуска "на право беспрепятственного движения по г. Москве позже 01 часа ночи" за подписью коменданта г. Москвы генерал-майора Синилова.
В период войны в Москве была введена карточная система на получение продовольствия. Выдача продовольственных карточек по подразделениям ИКС производилась работником ОРСа. Был тогда организован Отдел рабочего снабжения. Начальник ОРСа - зам. директора МКС. Сначала это был Никольский П.Р., а затем Карасев К.И. Выдача карточек подразделениям МКС производилась под контролем парторганизации МКС и мне, как члену партбюро МКС часто приходилось при этом присутствовать.
По окончании войны по каждому району и по всей МКС были составлены перечни разрушений сетей МКС в результате бомбежек.
В течение примерно 2-х лет (1946 и 1947 годов) все разрушения были восстановлены - построены, оборудованы и задействованы ТП, разрушенные в период войны, восстановлены поврежденные кабельные линии.