Карасев Борис Иванович
Карасев Борис Иванович

28.06.1919 - 29.08.2011
Герой Российской Федерации


Родился 28 июля (июня) 1919 г. в дер. Рига-Васильевка Сталиногорского района Тульской области. После перевода отца на другую работу семья переехала в г. Москву. Окончил в 1934 г. семилетнюю школу. Член ВКП(б) с 1942 г. Работал на автомобильном заводе им. Сталина (ЗИЛ), окончил заводскую школу ФЗУ. Вскоре вернулся в г. Сталиногорск и поступил работать электромонтером на Сталиногорскую ГРЭС. Без отрыва от производства учился в аэроклубе. Выпускник сталиногорского авиационного клуба им. Михаила Бабушкина (обучался на самолете У-2). В 1938 г. стал летчиком-инструктором и комендантом аэроклуба. В январе 1939 г. поступил в Качинскую Краснознаменную военно-авиационную школу летчиков. Призван в РККА 1 марта 1939 г. После окончания школы летчиков в 1940 г. служил в частях ВВС Киевского особого военного округа, в 88-м истребительном авиационном полку под г. Винницей. Вскоре стал командиром истребительного авиационного звена. Летал на самолетах И-16. С 22 июня 1941 г. в действующей армии. По май 1942 г. служил в 88-м ИАП; с июня 1942 г. по ноябрь 1943 г. — в 927-м ИАП; по май 1945 г. — в 41-м гвардейском ИАП. Летал на самолетах И-16, ЛаГГ-3 и Ла-5. В бой с фашистами вступил в первый же день войны, прикрывал подступы к городу с воздуха, не позволяя вражеской авиации бомбить Винницу. Сразу отличился в боях как умелый и отважный летчик. 1 июля 1941 г. по указанию Командующего войсками Южного фронта Карасеву приказали произвести разведку территории Румынии в районах Липканы, Штафанешти и вдоль реки Прут, особенно места скопления войск противника и направление их движения. После короткой подготовки Карасев взмыл в воздух и взял курс на запад. Путь предстоял длинный, требовалась дополнительная заправка. Посадив самолет на промежуточный аэродром, он осмотрел машину и обнаружил обрыв двух точек крепления элерона на правом крыле. Дело серьезное, лететь с такой неисправностью нельзя. Но и задача чрезвычайно важная. Летчик сам прикрепил элерон к крылу проволокой и, рискуя жизнью, снова взлетел в воздух. Задачу он выполнил и лег на обратный курс. Возвращаясь домой, Карасев обнаружил командный пункт врага, усиленно охранявшийся зенитчиками — значит, важный объект. Карасев смело пошел на штурм, ударив по КП из пушек и пулеметов. Он видел, как падали сраженные им фашисты, как заполыхали легковые автомобили. Немцы открыли ответный огонь. И-16 сильно качнуло. Карасев с трудом дотянул до аэродрома подскока. Осматривая машину, механики обнаружили пробоины в бензобаке и более 20 — в фюзеляже и крыльях. Заделав пробоины в бензобаке деревянными пробками, Карасев поднялся в небо и добрался до своего аэродрома под Винницей. Командование поздравило молодого летчика с успешным выполнением задания и вручило именные часы. Тогда это была большая награда. На следующий день Карасев попал в еще больший переплет. Вылетев на разведку, он у линии фронта встретил группу Ме-109. Завязался бой. Искусно маневрируя, Карасев попытался уйти от удара. Но огонь велся очень плотный: один из снарядов «мессера» попал в плоскость И-16 и отбил ее. «Ишачок» вошел в штопор и начал падать. На высоте 800 метров Карасев покинул машину и дернул за кольцо троса. Однако парашют не раскрылся. Казалось, конец неизбежен. Но произошло чудо. Карасев почувствовал сильный удар. А в следующую секунду он уже сидел на земле вместе с накрывшим его парашютом. Наблюдавшие за воздушным боем с КП фронта видели, что парашют не раскрылся, и решили: летчик погиб. Однако Карасев остался жив, лишь немного повредив левую ногу. Можно представить удивление товарищей, когда он вернулся в свой полк, где его уже считали павшим смертью храбрых. «Ну, Борис, теперь долго будешь жить, до победы точно дотянешь!» — говорили они, поздравляя. И не ошиблись — дожил… Постепенно за Карасевым укрепилась слава одного из лучших летчиков эскадрильи, а потом и полка. Скоро его назовут мастером разведки. В 1941–1942 гг. особо важные воздушные разведки в дивизии в интересах всего фронта доверяли только двум летчикам — А.И. Покрышкину и Б.И. Карасеву. В марте 1942 г. лейтенант Борис Карасев сошелся в неравной схватке с десятью гитлеровскими истребителями! Командир эскадрильи И-16 капитан Середа получил боевую задачу: обеспечить сопровождением шестерку самолетов соседнего полка, срочно вылетевшую на штурмовку противника. Приближался вечер. Истребители за день «потрудились» сполна. В боеготовности оказались лишь две машины — Карасева и Князева. Середа вызвал летчиков и объяснил задачу: Князеву идти справа от боевого порядка шестерки, Карасеву — слева и не допускать атак немцев по нашим штурмовикам. Командир отлично понимал, что задание для двух самолетов очень рискованное, но выполнить его было необходимо. Оставалась надежда на мастерство, осмотрительность и отвагу воздушных бойцов. Не успела группа подлететь к линии фронта, как на нее набросились не менее двадцати «мессеров». С самого начала фашистам удалось отсечь самолет Карасева. И закрутилась в воздухе адская карусель: Карасев — в центре, а вокруг двенадцать вражеских стервятников, полосующих огненными очередями. В этой критической ситуации наш летчик принял единственно верное решение — бросил машину вниз, вырвавшись из замкнутого круга, словно из клубка змей, и начал маневрировать над самой землей, лишив таким образом противника преимущества вертикального маневра. Однако, как вспоминал Б.И. Карасев, бой на этом не кончился. Летая на минимальной высоте, он сбил двух «мессеров», а третий, погнавшийся за И-16, сам зацепился за верхушку дерева и рухнул на землю. Но и Карасеву не удалось увернуться от вражеского снаряда. Поскольку бой шел почти у поверхности земли, ему удалось посадить горящий самолет «на брюхо». Промчавшись по полю на бешеной скорости, машина развалилась на части, летчика вместе с креслом отбросило далеко в сторону. Бойцы расположенной рядом артиллерийской батареи, видевшие весь бой от начала и до конца, доставили летчика в госпиталь. Карасев был контужен и повредил позвоночник. Около месяца пролежал в госпитале, не долечившись, выписался в конце апреля и вернулся в строй. В ноябре 1943 г. зачислен в 41-й гвардейский истребительный авиационный полк и воевал в нем до самой Победы. Отличился в боях при освобождении Донбасса. Больше всего Карасев ценил боевое товарищество, никогда не покидал друга в беде. В одном из выступлений И.В. Сталина, который говорил о взаимной выручке в бою, в качестве примера был приведен Борис Карасев. Дело было под Мелитополем. Завязался жаркий бой. Самолет ведомого Василия Батяева был буквально изрешечен пулями и осколками снарядов. Он еле держался в воздухе и мог лететь только по прямой. Карасев приказал подчиненному идти на аэродром, а сам стал прикрывать его с хвоста. Неожиданно появились пять вражеских истребителей Ме-109. Они заранее торжествовали победу, видя, как неуклюже летит наша машина. Однако просчитались. Карасев решительно вступил в бой — 20 минут длилась схватка нашего истребителя с пятью немецкими. В результате враг недосчитался трех машин, две уцелевшие ретировались с поля боя, а Карасев благополучно привел самолет ведомого на аэродром. Участвовал в Львовско-Сандомирской операции, боях под Краковым, Бригом, Котбусом, Дрезденом, в штурме Берлина, в уничтожении последней группировки немцев в Карпатах. Всего за период войны командир эскадрильи 41-го гвардейского истребительного Черновицкого ордена Кутузова авиационного полка (8-я гвардейская истребительная Киевская Краснознаменная орденов Суворова и Богдана Хмельницкого авиационная дивизия, 5-й истребительный Львовский Краснознаменный авиационный корпус, 2-я воздушная армия) гвардии капитан Б.И. Карасев совершил 509 боевых вылетов, из которых 136 приходится на штурмовку наземных войск противника и 85 — на разведку (из которых более 40 — особо важные и сложные). В 80 воздушных боях сбил 9 самолетов врага лично и 4 — в группе с товарищами. Штурмовыми ударами уничтожил 82 автомашины врага, 7 зенитных точек, 3 артиллерийских орудия, 2 автоцистерны с горючим, 1 железнодорожный вагон с военным грузом, 16 повозок с военным имуществом и боеприпасами, истребил до 400 солдат и офицеров противника. После войны продолжал службу в Военно-воздушных силах СССР. Был помощником командира истребительного авиационного полка (ИАП), старшим инспектором-летчиком 42-й воздушной армии и Главного штаба Войск противовоздушной обороны страны, членом летной квалификационной комиссии при Главкоме Войск ПВО. В 1964 г. полковник Б.И. Карасев вышел в запас. В 1965 г. поступил в Гражданский воздушный флот СССР. Работал в Аэрофлоте в Центральном управлении международных воздушных сообщений, был штурманом и руководителем бюро аэронавигационной информации в аэропорту Шереметьево. В Аэрофлоте трудился до 1997 г., отдав авиации более 60 лет жизни. Во время войны трижды считался погибшим, представлялся к званию Героя Советского Союза, но документы непонятным образом исчезли. Герои Советского Союза А.А. Постнов и К.Л. Карданов не могли смириться с исторической несправедливостью. В Центральном архиве Минобороны России в Подольске было найдено представление на присвоение Карасеву Борису Ивановичу звания Героя Советского Союза, подписанное в конце войны. Ветераны полка ходатайствовали о вручении «Золотой Звезды» Б.И. Карасеву, их поддержали ветераны Аэрофлота и маршал авиации Евгений Шапошников. 22 сентября 1997 г. Указом Президента Российской Федерации за мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., гвардии полковнику в отставке Карасеву Борису Ивановичу было присвоено звание Героя Российской Федерации с вручением медали «Золотая Звезда» (№ 413). Жена — Бузина (Карасева) Нина Ильинична, родилась в 1923 г., авиатехник по вооружению, сражалась в составе прославленного полка «ночных ведьм» — 46-го гвардейского Таманского авиационного полка ночных бомбардировщиков, гвардии старшина, награждена двумя орденами Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги». 



Награды: 

Герой Российской Федерации (медаль «Золотая Звезда», 22 сентября 1997 г.), три ордена Красного Знамени (5 ноября 1941 г., Южный фронт, 44-я истребительная авиационная дивизия (ИАД), 88-й ИАП, командир звена, младший лейтенант; 29 апреля 1942 г., 20-я смешанная авиационная дивизия, 88-й ИАП, лейтенант; 5 июля 1944 г., 1-й Украинский фронт, 2-я воздушная армия, 8-я ИАД, 41-й гвардейский ИАП, командир эскадрильи, гвардии капитан), орден Александра Невского (22 февраля 1945 г., 5-й истребительный авиационный корпус), два ордена Красной Звезды, орден Отечественной войны II степени (6 апреля 1985 г.), медаль «За храбрость» (Чехословакия).

Источники
Быков М.Ю. Советские асы. 1941-1945. - М.: Яуза, Эксмо, 2008.
Герои - новомосковцы. 2-е изд. Новомосковск, 2010.
Документы на сайте «Подвиг народа»
Информация из открытых источников
http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=5219
Московские энергетики в годы Великой Отечественной войны : Воспоминания работников Мосэнерго – участников войны и тружеников тыла : К 75-летию Победы / Автор-составитель Г.Л. Андреев при участии Ю.Н. Вавилова ; Под общей ред. А.Я. Копсова. – М., 2020. – 400 с. : ил