Книга Прорыв: Беседа с инж. Кржижановским

Книга Прорыв: Беседа с инж. Кржижановским
12.01.2023 10:38:00
Правда. 1920 № 247. 

Председатель Государственной комиссии по электрофикации России инженер Кржижановский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующие данные о работе этой комиссии: – Государственная комиссия по электрофикации в общем и целом почти уже закончила работу по осуществлению своей первоначальной задачи – подготовке общего плана электрофикации. В этой работе принимало участие более 100 электротехников и других выдающихся технических сил. Изучив стоящие перед нами задачи, мы пришли к выводу о необходимости и возможности в ближайший 10-летний срок построить не менее 27 крупных электрических станций для Европейской России и трех таких же станций для Западной Сибири и Туркестана. 27 станций должны быть мощностью в 1,5 млн кВт, из которых 500 тыс. за счет водной и 1 млн – за счет тепловой энергии. […] В 1914 г. была создана первая крупная электрическая станция Электропередача и большие электрические станции в Москве и в Петрограде, которые носили уже европейский характер. Электрофикация намечалась еще до войны, и, значит, в идее электрофикации нет ничего нового, но, несомненно, для нас в этом деле новое заключается в том, что значительно изменились к лучшему условия развития электрофикации. Тот капитализм, который порождал электрофикацию в России, он же ей и мешал, так как при сохранении частной собственности на землю нельзя было рассчитывать на широкое использование водопадов и на постройку обширной сети электрических станций. […] Нам пришлось обратить особое внимание на транспортную проблему. Дело в том, что у нас главное топливо нефть и каменный уголь, расположены на окраинах, откуда его приходится доставлять в потребляющие губернии на расстоянии 2–3 тыс. верст. Потребляющим губерниям приходится добывать хлеб также, главным образом, из окраинных черноземных губерний. При таких условиях ясно, что всякая разруха транспорта у нас сопряжена с одновременным топливным и продовольственным кризисами. Поэтому в первую очередь нами и должно было быть обращено внимание на транспортный кризис. С этой целью нами была выделена особая группа специалистов, работающих над вопросом об электрофикации ж. д. Они произвели обширные работы, на основании которых комиссия пришла к выводу, что необходимо путем электрофикации транспорта разрешить 2 основные задачи: в направлении меридиальном – электрофицировать Московско-Курскую ж. д. с ее разветвлениями в западный конец Донецкого района, а в широтном направлении разрубить ж.-д. пробки, которые создаются в ж.-д. сети в Южно-Донецкой области, и связать эту область электрическим транспортом через станцию «Белую Калитву» с Царицыным, давши выход донецкому антрациту в бассейн Волги. Не упуская из виду план широкой электрофикации, мы обращаем большое внимание, напрягая все усилия, чтобы упорядочить, организовать и фактически обобществить все существующие электрические установки. Таким образом, мы подходим вплотную к наиболее широкому использованию электрических станций, уничтожаем разделение их на станции общественного пользования и частные, оцениваем их по признаку экономическому, связываем станции в одно хозяйственное целое и создаем основу единого государственного электрического хозяйства. Из программы большой электрофикации нами сейчас производятся следующие работы. Значительно расширена единственно большая районная станция, оставшася нам в наследие от довоенной эпохи, а именно государственная электрическая станция Электропередача. На ней поставлена новая турбина в 5000 кВт, новые большие паровые котлы и соответствующее механическое оборудование. Мощность этой станции в настоящее время составляет 20 тыс. кВт, против прежней первоначальной мощности в 10 тыс. кВт. Одновременно здесь же в широком масштабе были произведены опыты механизации добычи торфа по так называемому гидравлическому способу, причем результаты этих опытов в 20-му году показали, что мы вправе ожидать в ближайшем будущем решительной реорганизации в области торфодобывания. Одновременно произведены большие работы по сооружению Шатурской государственной станции на торфяных залежах, причем там закончена первая опытная ячейка будущей районной станции в 5000 кВт и в значительной мере подвинуты вперед торфяные разработки и работы по оборудованию поселков, фабричного, станционного и торфяного. Вместе с тем ведутся усиленным темпом работы по сооружению Каширской районной электрической станции. […] Можно надеяться, что в 12–18 месяцев эта станция будет закончена. Кроме этих трех станций, приступлено к подготовительным работам по целому ряду других намеченных к постройке станций. […]


Другие новости