АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ ВИНТЕР
Выдающийся российский энергетик Александр Васильевич Винтер родился 10 октября 1878 года в посаде Старосельцы Гродненской губернии, ныне Белостокское воеводство, Польша. В семье Фридриха-Вильгельма Ивановича и Ульрики Ивановны Винтеров было еще двое детей – Отто-Юлий и Агнесса-Берта. При крещении по лютеранскому обряду А.В. Винтер получил двойное имя Вильгельм-Александр. По гражданству отца зарегистрированный как прусский подданный перешел в российское гражданство лишь по достижении совершеннолетия. Его отец, будучи по профессии кузнецом, слесарем и машинистом, привил сыну любовь к технике. Как позже вспоминал Винтер, паровоз занимал его чрезвычайно, и он, восьми-девятилетним мальчиком, по несколько раз в день бегал в мастерские и депо, чтобы полюбоваться «диковинными» машинами.
Через несколько лет после рождения Александра отца перевели на работу в депо Казатин Киевской губернии, где семья проживала до 1892 года. За это время Винтер окончил три группы начального железнодорожного училища, а затем был отдан в Киевское реальное училище. В 1892 году родители переехали в Белосток. Там он окончил 7 классов реального училища.
В 1899 году Александр Винтер поступил в Киевский политехнический институт на механическое отделение. Сыну железнодорожного машиниста нелегко пришлось пробивать себе дорогу к знаниям, занимаясь репетиторством и подрабатывая на кафедре. Однако учеба длилась недолго. За участие в студенческих волнениях и распространение революционных первомайских прокламаций весной 1900 года Винтер был исключен из института «за политическую неблагонадежность». Правда, осенью его допустили к переводным экзаменам на второй курс. Во время пасхальных каникул 1901 года он изготовил в Белостоке мимеограф, размножил противоправительственную прокламацию «К обществу» и распространял ее в городе. В апреле того же года его арестовали в Киеве за печать и распространение прокламаций к первомайской забастовке булочников. Он проходил по делу Киевского комитета РСДРП. После четырехмесячного тюремного заключения в Лукьяновской тюрьме Винтер был выслан в Баку под надзор полиции без права проживания в столичных и университетских городах.
Там же в Баку Винтер знакомится с большевиками Л.Б. и А.Б. Красиными, В.В. Старковым, С.Я. Аллилуевым. В качестве практиканта и стажера работает в акционерном обществе «Электрическая сила» и участвует в строительстве электростанции в Белом городе. Под руководством известного русского теплотехника Р.Э. Классона и братьев Красиных занимается электрификацией нефтяных промыслов. Вскоре А.В. Винтер был назначен помощником заведующего, а затем заведующим бакинскими электростанциями на Биби-Эйбате и Белом городе. Спрос на электроэнергию постоянно рос, и уже через три года пришлось значительно расширить обе станции. Появились первые в России паровые турбины, была осуществлена первая в стране передача электроэнергии на напряжении 20 кВ. Винтер принимает активное участие во всех этапах строительства – от постройки зданий до установки новых и мощных, по тем временам, машин. В своих воспоминаниях Александр Васильевич писал: «Я по четырнадцать-шестнадцать часов в сутки проводил в котельной, изучая работу котлов, налаживая измерительные приборы, замеряя нефть, контролируя горение. Следил за водоочисткой и опреснителями, лазил в дымоходы и каналы. Был изучен вопрос потери воды, работы машин и т.д.»
Имея богатый практический опыт, Винтер ощущал недостаток теоретических знаний. За время работы в Баку он дважды предпринимает попытку восстановиться в Киевском политехническом институте, но безуспешно. Из-за политической неблагонадежности ему отказывают. В 1907 году необходимость специального образования приводит А.В. Винтера на электромеханическое отделение Петербургского политехнического института, на которое ему помог попасть декан, профессор М.А. Шателен. Учебу Александр неоднократно прерывал для практической работы в Москве на электростанциях «Общества электрического освещения 1886 года». В эти же годы он участвует в переоборудовании московской электрической сети: кабельные сети тогда переводились с напряжения 2 кВ на 6 кВ.
В 1912 году А.В. Винтер получает диплом инженера-электрика и, по приглашению Р.Э. Классона, становится помощником начальника, а затем начальником строительства первой в России районной электростанции на торфе Электропередача (сейчас – ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона). Электростанция строилась «Обществом электрического освещения 1886 года». Здесь Александр Васильевич работает вместе с Р.Э Классоном, Г.М. Кржижановским, И.И. Радченко.
Русские инженеры-энергетики неоднократно заявляли, что развитие России должно идти под знаком строительства районных электростанций. К этому времени уже была разработана схема электрификации Центрально-промышленного района группой районных электростанций на торфе, объединенных в единую систему электропередачами высокого напряжения. Сооружение Электропередачи положило начало строительству районных электростанций. Здесь впервые в мире был применен опыт широкого промышленного применения местного топлива ― торфа.
На Богородских торфяных болотах, в семидесяти километрах от Москвы, в непроходимой глуши лесов, среди болот и озер, велось беспрецедентное строительство. Начальный период был чрезвычайно трудным. Корчевали торфяные болота, на руках переносили бревна, прокладывали первые грунтовые дороги, строили мосты, бараки, дома. Строительство электростанции закончилось в 1914 году. Москва и Подмосковье стали получать электричество от Электропередачи. Однако этот успех был омрачен большим пожаром на торфоразработках, который удалось ликвидировать с большим трудом. Александр Васильевич лично, не щадя сил, принимал участие в тушении этого пожара.
В 1915 году Винтера приглашают на строительство Владимирского порохового завода на станции Черусти Московской губернии. Здесь он работает главным механиком ― начальником электрического и механического хозяйства завода ― до марта 1917 года, когда Московская городская управа поручает Радченко и Винтеру подготовку строительства электростанции на Шатурских торфяных болотах. Место для строительства выбрал еще в 1914 году Классон – на богатых торфом залежах и весьма близко от столицы, потребность которой в электроэнергии постоянно росла.
Вскоре после Октябрьской революции проект был одобрен советским правительством, а А.В. Винтер назначен начальником Шатурстроя. Это строительство стало одной из важнейших строек плана ГОЭЛРО.
Шатурская электростанция строилась в 110 км от Москвы. Под непосредственным руководством Винтера велось большое строительство подсобных сооружений на глухих Петрово-Кобелевских болотах. Готовилась площадь торфяника огромных размеров. Для электроснабжения стройки была спешно проведена линия от Электропередачи. На специально созданной в районе Шатуры временной вспомогательной электростанции Винтер организовал и предварительно провел опыты по сжиганию торфа, необходимые для будущей большой Шатурской электростанции. Эти научно-экспериментальные работы увенчались успехом. А.В. Винтер выступает с рядом публикаций об энергетическом освоении торфа. Так, в 1922 году журнал «Электричество» публикует его статью «Электроснабжение Москвы и ее района в связи с торфяными электрическими станциями».
Возглавляя такое масштабное строительство, А.В. Винтер находил время для оказания помощи нефтяной промышленности Баку и Грозного. Отлично зная условия энергетического хозяйства нефтяных промыслов, он пишет в 1922 году работу «Силовое снабжение Баку и Грозного и электрификация нефтяной промышленности». Винтер одновременно исполняет обязанности заместителя начальника Главэнерго ВСНХ, члена правления МОГЭС, заместителя начальника Главторфа, занимается заказом оборудования для Большой Шатуры, выезжает на переговоры с фирмами в Германию. Позднее Александр Васильевич писал: «... мы начали применять на Шатурской станции машины новейших конструкций, которые не были еще полностью освоены даже европейской машиностроительной промышленностью; такой новинкой в то время были паровые турбины мощностью 16 тыс. кВт при 3000 оборотов в минуту. Таких машин было заказано две. По котлам, и в особенности по топкам, поставщикам были даны подробные чертежи и спецификации, и ответственность за работу топки мы брали на себя. Электрическое оборудование по кредитным соображениям было приобретено у английских фирм, и так как это были одни из первых крупных сделок, то и в этом отношении Шатура явилась пионером, и ее договоры, заказы того времени затем долгие годы служили образцами при заключении аналогичных сделок».
Работы на Шатуре велись неослабевающими темпами. Станция была построена за 6 лет. Она сразу вводится в строй в 1925 году без всяких неполадок и «болезней» пускового периода. А.В. Винтер становится ее директором.
После успешного пуска первенца советской гидроэнергетики, Волховской ГЭС на повестку дня выдвигается задача строительства новых гидроэлектростанций. Уже давно внимание гидростроителей привлекали гидроресурсы Днепра. В плане ГОЭЛРО строительство Днепровской станции занимало первое место. Профессор И.Г. Александров разработал замечательный проект одноплотинной гидроэлектростанции близ острова Хортица на участке, получившем название Волчьего горла. На правительственном совещании, созванном в конце декабря 1926 года, был поставлен вопрос об осуществлении этого проекта.
«Зимним днем созвали десятка два спецов в Кремль, в СНК, – вспоминал Винтер. – Идет вопрос о постройке Днепровской гидростанции. «Не можем рекомендовать строить самим. Дело слишком большое, опыта нет у нас в этих делах», – так высказывается большинство. Трое высказались против, в том числе совершенно безоговорочно и я: «Если будет дано нужное оборудование – сами сделаем». Решение принято: нас троих и назначить на работу». Эти трое были: А.В. Винтер, Б.Е. Веденеев, до этого строивший Волховскую гидроэлектростанцию, П.П. Роттер, известный строитель с Украины. Принятое решение вызвало немало возражений. В иностранной печати появились критические статьи по поводу проекта, на Западе не могли даже представить, как это «русские вознамерились в течение пяти лет построить самую мощную в мире гидроэлектростанцию». 7 февраля 1927 года Винтер был назначен главным инженером, а вскоре начальником Днепростроя. 15 марта 1927 года на живописном берегу Днепра, на скале под названием Любовь взвился алый флаг с надписью «Днепрострой начат».
Длившееся всего пять лет (с 1927 года по 1932 год) эпохальное строительство Днепровского гидроузла – пример высокой организации работ такого масштаба в отечественной и мировой гидротехнике. В этом грандиозном строительстве блестяще оправдал себя традиционный стиль работы Александр Васильевича ― тщательная проработка проектов и планов, совершенная организация подготовительных работ, личное постоянное наблюдение за всеми участками работ, изучение и распространение передового опыта, внимательное отношение к кадрам. На Днепрострое в первую очередь были проведены водопровод и канализация, построены фабрики-кухни, хлебозаводы, животноводческие фермы, удобные жилые дома, детские сады, столовые, бани, дороги, больницы и школы.
В 1932-1937 годах А.В. Винтер был начальником Главэнерго и заместителем народного комиссара тяжелой промышленности. В 1938 году он уволился из Главэнерго, так как отказался участвовать в практиковавшихся в то время «ночных бдениях» чиновников. Он придерживался строгой организации рабочего времени специалистов. В последующие годы занимал ответственные должности в Министерстве электростанций СССР.
Днепрострой – последняя крупная стройка Винтера. Избранный в 1932 году действительным членом Академии наук СССР он и как ученый способствовал развитию отечественной энергетики. В 1944 году он становится заместителем по научной работе Г.М. Кржижановского – директора Энергетического института АН СССР, занимается изучением энергетических ресурсов страны, проблемами малой энергетики, вопросами рационализации структуры энергетической системы СССР, повышения показателей использования существующего основного оборудования электростанций, обобщением опыта эксплуатации мощных электростанций, сооружения Куйбышевской и Волгоградской ГЭС.
За свой труд А.В. Винтер был награжден тремя Орденами Ленина, Орденом Трудового Красного Знамени, медалями.
Александр Васильевич Винтер продолжал свою многогранную деятельность до преклонного возраста и умер в Москве 9 марта 1958 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище. Рядом с ним похоронены Екатерина Васильевна Красина-Винтер (урожденная Алексеева), во втором браке жена А.В. Винтера, и его приемная дочь Анна Германовна Красина.
Именем инженера Винтера назван бульвар в Запорожье. В непосредственной близости к ДнепроГЭСу установлен памятник выдающемуся ученому-энергетику. Имя А.В. Винтера носит Нижегородская ГРЭС в городе Балахне, Нижегородской области.
Источники:
- «К свету, теплу и чистому воздуху», Москва, 2007
- «Главный строитель Шатуры и Днепрогэса», Э.П. Волков, Вестник Российской академии наук, том 73, № 11, 2003