Великая Отечественная война
1941 – 1945

  • 22 июня 1941 года москвичи слушают сводки о начале войны
    22 июня 1941 года москвичи слушают сводки о начале войны
  • Суточный график работы диспетчеров Мосэнерго, 1941 год
    Суточный график работы диспетчеров Мосэнерго, 1941 год

В середине июня 1941 года, за несколько дней до нападения фашисткой Германии на СССР и начала Великой Отечественной войны, руководство Мосэнерго получило секретный приказ правительства о подготовке к работе подземного диспетчерского пункта и максимальном накоплении топливных резервов, запасного оборудования. По сути это означало переход к работе в условиях военного времени.

Начало Великой Отечественной войны выпало на воскресенье, у энергетиков был день ремонтов. Накануне заявки на отключение оборудования прислали Шатура, Кашира, Коломна, Подольск, Истомкино, некоторые из московских ТЭЦ.

В ночь на 22 июня 1941 года диспетчер Мосэнерго передал распоряжение на московские энергопредприятия: «Немедленно развернуть работу по мобплану…».

В тот же день была объявлена всеобщая мобилизация. Работники столичной энергосистемы наравне с другими москвичами уходили на фронт. Часть специалистов была мобилизована на строительство оборонительных сооружений. За первую неделю мобилизации персонал Мосэнерго уменьшился почти вдвое. На местах ощущалась катастрофическая нехватка кадров. На первых порах ситуацию спасала отмена выходных и отпусков, но кардинально компенсировать кадровый дефицит это не могло. На место ушедших на фронт мужчин приходили работать их жены, новички-ремесленники. Была создана система ускоренного обучения работе. На важнейших эксплуатационных участках вахтенный персонал был переведен на двухсменную работу (по 12 часов).


  • Металлическое укрытие на крыше ГЭС-1 для ликвидаторов зажигательных бомб
    Металлическое укрытие на крыше ГЭС-1 для ликвидаторов зажигательных бомб

В первые дни войны главным направлением работы стала защита электростанций и подстанций от бомбардировок. Весь персонал Мосэнергопроекта был мобилизован на составление проектов маскировки. Оборудование закрывалось защитными кожухами. На крышах зданий (для дежурных противовоздушной обороны) и в цехах (для дежурных механиков) устанавливаются специальные металлические будки для защиты от осколков. Повсеместно вводится синее защитное освещение. Станции маскируются под жилые дома. На ГЭС-1 надстраиваются фанерные этажи для сокрытия труб, натягиваются защитные сети. Трубы маскировались под деревья, отводной канал стараниями маскировщиков превратился в улицу. На Каширской ГРЭС было снято 20 м труб. Открытые подстанции закрывались специальными щитами, или засыпались на высоту крышки трансформатора.


  • Металлические укрытия над работающим оборудованием ГЭС-1, 1941 год
    Металлические укрытия над работающим оборудованием ГЭС-1, 1941 год
  • Масляный выключатель на ГЭС-1, разрушенный при бомбежке, 1941 год
    Масляный выключатель на ГЭС-1, разрушенный при бомбежке, 1941 год

Первый налёт немецкой авиации на Москву был совершён в ночь на 22 июля 1941 года. Фугасная бомба попала в машинный зал ГЭС-1 и ударилась о крышку разобранной турбины. От взрыва было выбито всё остекление электростанции, но основное оборудование, находившееся в работе, не было повреждено, и станция не прекратила работу. На ГЭС-2 упало более 150 зажигательных бомб, однако ни одного пожара не произошло, т.к. дежурные на крышах моментально засыпали все «зажигалки» песком. На ГЭС-1 было разрушено распредустройство 6,6 кВ – прекратилось питание московского трамвая и других важных объектов. На восстановление были брошены все силы, и к утру 23 июля московскому трамваю вновь было дано питание.

Всего за годы войны ВВС Германии произвели 141 налёт на Москву. На энергетические предприятия Мосэнерго было сброшено более 100 фугасных бомб и более 1 000 зажигательных. В Подмосковье самыми пострадавшими были Сталиногорский и Тульский районы. В высоковольтных сетях Мосэнерго за период с июля по декабрь 1941 года было 336 повреждений.

5 июля 1941 года Государственный Комитет Обороны (ГКО) принял постановление «О реорганизации службы МПВО г. Москвы», согласно которому в Москве были созданы четыре полка Местной противоздушной обороны (МПВО), в том числе – 4-й аварийно восстановительный полк, сформированный на базе Мосэнерго. В состав 4-го полка вошли: батальон высоковольтных сетей, батальон кабельщиков, роты теплофикаторов и связистов.


  • Обучение бойцов МПВО  тушению зажигательных бомб, 1941 год
    Обучение бойцов МПВО тушению зажигательных бомб, 1941 год
  • Кремль. Награждение личного состава МПВО правительственными наградами, в том числе управляющего Мосэнерго М.Я. Уфаева (седьмой слева в первом ряду) и заместителя управляющего М.Ф. Костина (второй справа во втором ряду), возглавлявшего Штаб МПВО Мосэнерго
    Кремль. Награждение личного состава МПВО правительственными наградами, в том числе управляющего Мосэнерго М.Я. Уфаева (седьмой слева в первом ряду) и заместителя управляющего М.Ф. Костина (второй справа во втором ряду), возглавлявшего Штаб МПВО Мосэнерго

Первое время на правах отдельного строительного батальона в полк был зачислен трест Мосэнергострой. Численность полка составляла 1 590 человек. Командовали полком управляющие Мосэнерго ─ И.М. Клочков (в 1941 ─ 1942 годах) и М.Я. Уфаев (в 1943 ─ 1945 годах). В подвальном помещении в здании Мосэнерго на Раушской набережной был организован командный пункт. Перед полком была поставлена задача своевременного устранения всех повреждений энергосистемы Москвы. Часть бойцов и командиров дежурила на энергообъектах города, другая занималась ремонтом оборудования. Зачисленные в полк энергетики освобождались от призыва в армию и находились на казарменном положении.

Одна из трагических страниц в истории полка – гибель бойцов батальона Московских кабельных сетей. В ночь с 26 на 27 июля 1941 года в здании школы в Земском переулке, где находились казармы батальона, попала авиабомба. От разрыва бомбы здание было полностью разрушено. Большинство ─ 32 человека – погибли, некоторые бойцы получили тяжелые ранения.


  • Электротранспорт в осажденной Москве использовался для транспортировки грузов
    Электротранспорт в осажденной Москве использовался для транспортировки грузов
  • Электротранспорт в осажденной Москве использовался для транспортировки грузов
    Электротранспорт в осажденной Москве использовался для транспортировки грузов

В конце августа 1941 года Мосэнерго получило указание Наркомата электростанций готовиться к демонтажу и эвакуации оборудования. К октябрю 1941 года московская энергосистема становится прифронтовой, электрические сети в районе Сталиногорска, Тулы и Каширы оказались полностью или частично в зоне оккупации. На многих столичных и подмосковных электростанциях начался демонтаж оборудования и подготовка к отправке на Урал и в Сибирь.

8 октября ГКО принял решение, что при неблагоприятном развитии ситуации Москву придется оставить. В этот же день появляется распоряжение за подписью И.В. Сталина о необходимости составить списки предприятий, которые нужно заминировать и взорвать в случае, если в город войдут немецкие войска. В этот список были внесены все предприятия Мосэнерго.


  • Машинный зал Каширской ГРЭС, 1941 год
    Машинный зал Каширской ГРЭС, 1941 год

15 октября принимается решение об эвакуации на восток большой части правительственных учреждений и предприятий столицы. За один месяц эвакуировались 500 фабрик и заводов Москвы и области. Эвакуация проводилась в два этапа, которые определялись ходом военных действий. На первом этапе производился полный демонтаж основного оборудования и отправка его в тыл. На втором – демонтировалось оборудование, которое продолжало работать до подхода немецких войск к Москве.

16 октября 1941 года начался демонтаж Фрунзенской ТЭЦ (сегодня ─ ТЭЦ-12, филиал ОАО «Мосэнерго»), проработавшей всего пять месяцев после ввода в эксплуатацию. Демонтированы котлы и турбины второй очереди Каширской ГРЭС, два котла и машина 44 тыс. кВт с Шатурской ГРЭС отправились в Омск. Часть оборудования была демонтирована на ТЭЦ – 11.

Труднее всего было эвакуировать оборудование Сталиногорской ГРЭС ─ статор единственного в стране турбогенератора мощностью 100 тыс. кВт весил более 140 т. Всё оборудование, включая статор турбогенератора, было вывезено к ноябрю на восток и смонтировано на уральских электростанциях. А сама Сталиногорская ГРЭС была взорвана при отступлении. Город Сталиногорск был захвачен немецкими войсками 21 ноября 1941 года.

К декабрю 1941 года было демонтировано и эвакуировано 54 % мощностей Мосэнерго. Всего было эвакуировано 46 паровых котлов, 18 турбогенераторов на суммарную мощность 726 МВт, 1 728 км ЛЭП, 22 подстанции и 99 трансформаторов.


  • Ремонт танков во время Великой Отечественной войны
    Ремонт танков во время Великой Отечественной войны
  • Изготовление авиационных бомб на одном из оборонных предприятий
    Изготовление авиационных бомб на одном из оборонных предприятий

В пустующих помещениях заводов и фабрик вскоре стали возникать ремонтные мастерские, цеха по изготовлению и производству оружия и боеприпасов. Освободившиеся на электростанциях площади использовали для ремонта военной техники. В цехах Фрунзенской ТЭЦ был организован ремонт танков. На всех предприятиях в механических мастерских изготавливались детали для «Катюш».

К ноябрю 1941 года снова стала ощущаться потребность в электроэнергии, которая превысила возможности оставшихся в работе машин. Распределение энергомощностей по предприятиям Москвы было жестко лимитировано. Каждый киловатт распределялся по строжайшей разнарядке.

В это время складывается тяжелое положение и с топливом для электростанций. В основном энергосистема работала на донбасском угле, а в районе его добычи шли ожесточенные бои. Котлы московских электростанций спешно переводили на подмосковный уголь. Но доставить его в пункт назначения было делом нелегким: железную дорогу постоянно бомбили немецкие самолеты. Многие шахты были разрушены и затоплены водой. Были также разрушены все подстанции, снабжающие угольный бассейн электроэнергией. Москву по прежнему выручали торфяные электростанции – Шатурская ГРЭС, ГРЭС – 3 им. Р.Э. Классона, Орехово-Зуевская ТЭЦ (сейчас ─ филиал ГРЭС – 3), но их мощностей катастрофически не хватало. На производство торфа каждую весну мобилизовались десятки тысяч людей из Рязанской, Воронежской и других областей, в основном – девушки. За летний сезон они должны были выработать столько торфа, чтобы его хватило для работы электростанций в течение всего года. А в зимние дни всё население Шатуры, Павловского Посада и Орехово-Зуево выходило на расчистку железнодорожных путей от снега, чтобы обеспечить бесперебойную доставку торфа на станции. Но торфа всё равно не хватало, и электростанции переходили на сжигание дров и пней.


  • Гидрогенератор Рыбинской ГЭС
    Гидрогенератор Рыбинской ГЭС

Значительную помощь Москве в это тяжелейшее время оказали верхневолжские гидроэлектростанции – Угличская и Рыбинская. На Угличской ГЭС работали две машины, но из-за недостаточного напора воды нагрузка была неполная. Агрегаты Рыбинской ГЭС монтировали в недостроенном здании, а чтобы защитить их от дождя и снега, над ними раскинули брезентовый шатер. 7 ноября 1941 года был запущен гидрогенератор мощностью 55 тыс. кВт, а 18 ноября началась промышленная эксплуатация Рыбинской ГЭС. Под бомбежками и обстрелами с воздуха сетевики смонтировали переход через Волгу линии электропередачи напряжением 220 кВ. Стабильная работа системы Мосэнерго начала восстанавливаться.


  • Баррикады на улицах Тулы, 1941 год
    Баррикады на улицах Тулы, 1941 год
  • На подступах к Москве, ноябрь 1941 года
    На подступах к Москве, ноябрь 1941 года

Но вскоре резко осложнилась обстановка на линии электропередачи «Кашира ─ Тула». В начале ноября 1941 года Тула была почти полностью окружена немецкими войсками. Большая часть электрических сетей и подстанций Тульского электросетевого района находились в зоне оккупации. Город обеспечивался электроэнергией по единственной ЛЭП - 110 кВ, идущей от Каширской ГРЭС. Эта линия имела стратегическое значение: она не только снабжала город электроэнергией, по ней с помощью высокочастотной аппаратуры осуществлялась прямая телефонная связь городского комитета обороны и военного командования со Ставкой и штабом Западного фронта.

Монтеры-линейщики Тульского и Подольского районов электросетей проявляли мужество и героизм, обслуживая ЛЭП и устраняя повреждения. Зачастую они пробирались на территорию занятую немцами, проходили по трассе линии, находили повреждения и устраняли их. 27 ноября 1941 года Тула погрузилась во мрак – были повреждены три фазы ЛЭП. Бригада мастера по электросетям тульского отделения Мосэнерго К. Семенихина перешла линию фронта и за двое суток восстановила линию, разрушенную на протяжении 7 км.


  • Западный фронт, конники-гвардейцы генерала П.А. Белова, декабрь 1941 года
    Западный фронт, конники-гвардейцы генерала П.А. Белова, декабрь 1941 года
  • В штабе командира 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова (сидит в центре), ноябрь 1941 года
    В штабе командира 1-го гвардейского кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова (сидит в центре), ноябрь 1941 года

Каширская ГРЭС, наравне с другими энергетическими объектами, была включена в список электростанций, которые необходимо было заминировать и взорвать в случае, если немецкие войска попытаются ее захватить. Когда линия фронта подошла практически к самой станции, ее директор, А.И. Тараканов, должен был выполнить инструкцию – вывести людей и взорвать ГРЭС. Немцы заняли станцию Ожерелье, которая находилась в 6 км от ГРЭС. Но по личному распоряжению И.В. Сталина эвакуация персонала и взрыв электростанции были приостановлены. Подошедшие вскоре части кавалерийского корпуса генерала П.А. Белова и 112-й танковой дивизии полковника А.Л. Гетмана отбросили врага от осажденной электростанции.


Одним из самых выдающихся военно-инженерных достижений Великой Отечественной войны является строительство в 1941 году под Москвой системы электрозаграждений, в котором принимали участие специалисты Мосэнерго.

16 июля 1941 года, после того, как советские войска оставили Смоленск, ГКО принял решение о строительстве оборонительного рубежа на дальних подступах к Москве – Можайской линии обороны протяженностью 220-230 км.

Наряду с созданием полевых рубежей и укрепленных районов в тылу Можайской линии обороны развернулось строительство пояса электрозаграждений по линии Хлебниково – Подольск. Оно проводилось в соответствии с решением ГКО от 2 августа 1941 года для усиления Московского стратегического плацдарма.

Военно-полевое строительство было развёрнуто на базе Научно-исследовательского военно-инженерного института Главного военно-инженерного управления Красной Армии во главе с военными инженерами В.И. Железных и М.Ф. Иоффе. Активную помощь военным оказали инженеры Мосэнерго Г.В. Сербиновский, Н.С. Лебедев, А.А. Кузнецов, А.И. Голицын и др. В строительстве электрозаграждений участвовало около 150 специалистов из Мосэнерго – инженеров, кабельщиков, высоковольтников. На рубеже в 140 км были построены 35 подземных трансформаторных подстанций, созданы электроминные управляемые и неуправляемые поля. Строительство первой очереди пояса электрозаграждений было завершено к 25 сентября 1941 года.


  • Линейщики Мосэнерго, 1942 год
    Линейщики Мосэнерго, 1942 год

Электрозаграждения представляли собой четырехрядный противопехотный забор из колючей проволоки, один из рядов был под напряжением. Подземные подстанции получали напряжение от высоковольтной сети Мосэнерго и, в свою очередь, питали подвешенные на изоляторах оголенные провода. Работы завершились в конце октября 1941 года.

Таким образом, с помощью системы электропередачи и подстанций вся энергетическая мощь Мосэнерго была поставлена на службу обороны. Фактически пояс электрозаграждений стал частью системы Мосэнерго.

30 октября 1941 года для обеспечения боевых действий при Управлении спецработ Западного фронта был сформирован 33-й отдельный инженерно-строительный батальон. А 1 мая 1942 года на его основе сформирована 33-я отдельная инженерная бригада специального назначения. В её состав входил 8-й электротехнический батальон. В составе 33-го и 8-го батальонов воевали и дошли до Берлина многие сотрудники Мосэнерго – бывшие строители электрозаграждений под Москвой в 1941 году.

Единственным местом, где немецкие войска вышли к электрозаграждениям и попытались их преодолеть являлся район деревень Козино и Нефедьево Красногорского района (во время войны ─ Истринского) Московской области.

Здесь держал оборону 258 стрелковый полк 78 стрелковой дивизии 16 армии. Была установлена связь с командиром полка М.А. Сухановым, от которого начальник участка получал приказания о включении и выключении электрозаграждений. Сохранился журнал боевых действий этого подрайона по включению заграждений в период времени со 2 по 5 декабря 1941 года. 4 декабря были неоднократно отмечены большие броски тока, по которым можно предположить, что немцы пытались преодолеть электрозаграждения. В этот период немцы несколько раз пытались захватить деревни Нефедьево и Козино. От Козино на юг, к поселку Нахабино, и далее к Волоколамскому шоссе вела хорошая дорога. Расстояние от Козино до Волоколамского шоссе ─ 5-6 км, то есть, 15-20 мин. ходу для танков. А дальше открывался прямой путь на Москву. Но уже 5 декабря 1941 года началось общее контрнаступление Красной Армии и немецкие войска были отброшены от района, где проходили электрозагражадения.


  • Чертеж передвижной тепловой электростанции
    Чертеж передвижной тепловой электростанции

Заметным событием во время Великой Отечественной войны стала разработка инженерами Мосэнерго уникальной технологии по изготовлению энергопоездов. В 1942 году по приказу Наркомата электростанций на Фрунзенской ТЭЦ были смонтированы семь передвижных электростанций на железнодорожном ходу. Технологическое оборудование устанавливалось на платформах в вагонах, а пар брали от паровоза.

Такие поезда отправляли в районы, освобожденные от немецких войск, для ведения восстановительных работ. Их мощности ─ она составляла от 500 до 1 500 кВт ─ на первых порах было достаточно для обеспечения неотложных городских нужд.


  • Разбитая гитлеровская техника на подступах к Москве
    Разбитая гитлеровская техника на подступах к Москве
  • Передовица газеты «Вечерняя Москва» о разгроме фашистских войск под Москвой, 13 декабря 1941 года
    Передовица газеты «Вечерняя Москва» о разгроме фашистских войск под Москвой, 13 декабря 1941 года

Сразу после успешного контрнаступления советских войск под Москвой зимой 1941 ─ 1942 годов московские энергетики приступили к восстановлению энергохозяйства. На электростанции стало возвращаться эвакуированное оборудование. В декабре 1941 года, в основном, завершились восстановительные работы на Шатурской и Каширской электростанциях, которые к сентябрю 1942 года вышли на довоенную мощность ─ 180 МВт и 186 МВт.


  • Начало восстановления ТЭЦ-6
    Начало восстановления ТЭЦ-6

В декабре 1941 года энергетики начали восстанавливать угольные шахты Подмосковного бассейна. В Сталиногорск и другие шахтерские центры прибыли сетевики Мосэнерго, чтобы привести в рабочее состояние ЛЭП и подстанции. Уже в январе 1942 года составы с подмосковным углем по восстановленному железнодорожному пути пошли в Москву.

В это же время на электростанции Мосэнерго начала поступать нефть из Башкирии и Татарии. По своему химическому составу она отличалась от бакинской – в ней было больше серы и по консистенции она была более вязкой. Именно по этой причине изготовленный из нее мазут, хранившийся в цистернах на нефтебазе в Ленинской слободе, в первые холодные дни стал застывать. Баржи с мазутом подтаскивались прямо к насосной ГЭС-1, на баржу подводили пар и разогретый мазут перекачивали в насосные баки электростанции.

Сталиногорскую ГРЭС пришлось восстанавливать из руин и устанавливать на ней новое оборудование.


  • Благодарственное письмо работникам Мосэнерго
от И.В. Сталина за сбор средств на строительство авиационного подразделения, 1942 год
    Благодарственное письмо работникам Мосэнерго от И.В. Сталина за сбор средств на строительство авиационного подразделения, 1942 год

В январе 1942 года в состав Мосэнерго вошли Угличская и Рыбинская ГЭС, в ноябре ─ Алексинская ГЭС.

Уже к концу 1942 года мощность электростанций Мосэнерго составила 84% от довоенного уровня – 989 тыс. кВт. За год было восстановлено и введено в эксплуатацию 12 турбо- и гидрогенераторов суммарной мощностью 341 тыс. кВт и 17 котлов суммарной паропроизводительностью 1 620 т/ч.

Одновременно рос и спрос на электроэнергию – в город из эвакуации возвращались жители, выходили на довоенный уровень работы промышленные предприятия. Электроэнергия заводам и фабрикам подавалась за счет отключения бытовых потребителей.


  • Награждение коллектива Мосэнерго орденом Отечественной войны I степени, 1985 год
    Награждение коллектива Мосэнерго орденом Отечественной войны I степени, 1985 год

Для удовлетворения спроса за последние военные годы (1943 – 1945) на электростанциях Мосэнерго было введено в строй 236 тыс. кВт новых мощностей. При этом широко внедрялись новые инженерные и технические идеи. Так, в 1943 году впервые ввели системную автоматику. На Угличской и Рыбинской ГЭС были включены первые автоматические регуляторы частоты. На ТЭЦ-8 введена Н-Na-катионовая установка. В 1944 году началось восстановление Фрунзенской ТЭЦ. Здесь впервые в стране началось освоение оборудования на параметры пара 140 кгс/кв. см и 570С.

К концу войны мощность электростанций системы Мосэнерго практически достигла довоенной и составила 1 135 тыс. кВт. Сетевое хозяйство даже превзошло довоенный уровень и достигло 5 217 км.

Героический труд работников Мосэнерго в годы Великой Отечественной войны получил высокую оценку Правительства СССР. Многие энергетики Москвы, Подмосковья, Тулы были награждены орденами и медалями.

За проявленный во время войны героизм Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 апреля 1945 года коллективы ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона, ТЭЦ-9, а также Каширской и Шатурской ГРЭС награждены орденом Трудового Красного Знамени.

В 1985 году коллектив Мосэнерго за самоотверженную работу в годы войны был награжден орденом Отечественной войны I степени, который вручался только за боевые заслуги.


Далее