МОСКОВСКАЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКА В 1920-1930-Е ГОДЫ


В первые годы советской власти электричество предоставлялось потребителям бесплатно, а финансирование деятельности электростанций осуществлялось из государственных источников. Однако вскоре более эффективной организационной формой хозяйствования был признан хозрасчет. В основе хозрасчета в электрической отрасли лежало введение тарифов на электроэнергию, соответствующих ее себестоимости. Государственное снабжение станций - как денежное, так и продовольственное – прекращалось. Из-за дефицита топлива единственным надежным источником энергии Московского региона оказалась торфяная электростанция Электропередача.

15 февраля 1918 года Президиум ВСНХ принял постановление о национализации акционерного общества «Электропередача» и ЛЭП-70.

24 сентября 1921 года постановлением Коллегии Главэлектро сформировано Управление Объединенными Государственными Электростанциями Московского района (ОГЭС), в которое вошли следующие электростанции: МГЭС-1 (Раушская), Трамвайная, Электропередача, Глуховская, Павловская, Ореховская, Шатурская (временная), Болшевская, Щурово-Коломенская. Однако между ними не было скоординированности. Только за 1921-22 годы МГЭС-1 и МГЭС-2 сожгли 8 000 000 пудов нефти, а машины Электропередачи, работающей на дешевом топливе, порой простаивали. Маленькие нерентабельные электростанции были закрыты.

5 января 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). Две электростанции – МГЭС-1 и Электропередача - стали работать параллельно. В это время Москва стала потреблять электроэнергии больше. На самой электростанции продолжались работы по ее расширению и реконструкции. Специалисты МОГЭС занялись переустройством торфянных топок под котлами. Одновременно с пристройкой к основному зданию новой котельной, расширением машинного зала для установки турбогенератора № 5 построили четырехэтажную пристройку. В этих помещениях разместились рабочие кабинеты директора электростанции, главного инженера, начальников основных цехов, а также производственно-технического и планово-экономического отделов, отдела труда и заработной платы. Было построено новое двухэтажное здание, в котором на первом этаже разместилась токарная мастерская, а на втором - химическая лаборатория.

Начиная с 1926 года, директором ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона работал Гурычев Владимир Михайлович.

В конце 1927 года в котельной № 1 были установлены новые котлы «Гарбе», выросла выработка электроэнергии. В этом же году были прекращены работы по обезвоживанию торфа и производству торфяных брикетов. Пресс «Мадрук» и другое оборудование было демонтировано. В освободившемся помещении организовали литейное производство. Инженеры и техники Гидроторфа сосредоточили свои усилия на совершенствовании гидравлического способа добычи торфа и на сжигании торфа в пылевидном состоянии. Одновременно решались вопросы сжигания торфа в топках котлов как на смеси кускового торфа и торфяной пыли (фрезерного торфа), так и сжигание одного фрезерного торфа. Разработки и опыты к 1930 году дали положительные результаты, и ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона первой в СССР перешла на сжигание фрезерного торфа.

Руководить электростанцией с большим производством электроэнергии и торфоразработками, со значительным объемом добычи торфа на торфяных участках, расположенных на расстоянии до 30-ти километров от станции, дирекции ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона становилось все труднее. Кроме того, торфяной промышленностью в то время руководил Главторф, а электростанция подчинялась тресту МОГЭС. Встал вопрос о разделении, вернее, о выделении торфяного хозяйства в самостоятельное предприятие. За ГРЭС №3 им. Р. Э. Классона закрепили все что было связано с технологией производства электроэнергии: озера циркуляционной системы с насосными на реке Шерна и в деревне Тимково, канал с резервными водоемами, железную дорогу широкой колеи до Павловского Посада, железную дорогу узкой колеи для вывозки золы и шлака с электростанции, шоссейную дорогу до Нижегородского шоссе, а также объекты социального назначения - клуб имени Ленина, жилые дома, столовую у железнодорожного вокзала, конный двор и шефство над опытно-показательной школой.

По взаимной договоренности разгрузку торфа из вагонов широкой колеи и погрузку торфа в вагоны узкой колеи производили работники торфопредприятия. За торфопредприятием закрепили торфяные участки с площадями залежей торфа, узкоколейные железные дороги, болотно-механические мастерские, подсобное хозяйство «Белый мох», базу кооператива, а также улицы Пионерская и часть улицы 1-ой категории до участка «Скворцы». На участке «Скворцы» построили конный двор Торфопредприятия, часть лошадей была передана с конного двора ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона. Была создана своя пожарная команда. Созданному торфяному предприятию так же присвоили имя Р.Э. Классона - Торфопредприятие имени инженера Р.Э. Классона. Между предприятиями были определены и согласованы вопросы содержания больницы, доставки продуктов и товаров в магазины, питьевой воды.

В феврале 1929 года в поселке при ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона было открыто ФЗУ (Фабрично-Заводское Училище) для подготовки квалифицированных кадров - слесарей, электриков, кочегаров, машинистов турбин. Для ФЗУ были выделены бывшие помещения завода по искусственному обезвоживанию торфа, а также здание, в котором работали инженеры и техники по совершенствованию гидравлического способа добычи торфа. Для учащихся ФЗУ построили двухэтажное деревянное общежитие, около общежития оборудовали спортивную площадку для проведения различных спортивных игр и соревнований. В связи с открытием ФЗУ в Опытно-Показательной школе прекратились практические занятия по специальностям, школа проводила только общеобразовательное обучение. С определенного возраста учащиеся школы переходили учиться в ФЗУ. Здание мастерской рядом со школой перешло в ведение ФЗУ (здание сохранилось до сегодняшнего времени, в нем в разные годы размещались городской банк, спортивный зал, магазин и др.). Учащимся ФЗУ, мальчикам и девочкам, выдавалась необходимая спецодежда, они обеспечивались трехразовым питанием в столовой электростанции. В течение двухлетнего обучения в ФЗУ учащиеся получали специальность, им выдавалось соответствующее удостоверение.

В начале 1930 года на станции проводились работы по демонтажу турбины № 1 мощностью 5 тыс. кВт и монтажу новой турбины № 6. От квадратного колодца провели водовод циркуляционной воды. Турбина № 6 (давление пара - 16 атм, температура пара - 350°С, мощность - 15 тыс. кВт) введена в эксплуатацию 24 декабря 1930 года. С пуском турбины № 6 мощность электростанции увеличилась и составила 46 тыс. кВт.

В 1930 году закончилось строительство двух трехэтажных жилых домов на улице 1-я категория и строительство главной конторы электростанции. Здание конторы как внутри, так и снаружи осталось до настоящего времени без изменений, если не считать те, которые проведены внутри здания без нарушения основных несущих конструкций здания. В этом году на электростанции успешно закончились опытные работы по сжиганию торфа в пылевидном состоянии. На трех котлах внедрили смешанное сжигание кускового и фрезерного торфа. Для смешанного сжигания кускового и фрезерного торфа в бункерах котлов №№ 17, 18, 19 отделили отсеки для фрезерного торфа. Из отсеков фрезерный торф питателями подавался (ссылался) в верхней части топки на слой горящего кускового торфа. Торфяная пыль сгорала на лету, крупные частички торфа и древесины догорали на горящем слое кускового торфа.

На смену гидравлическому способу добычи торфа приходил новый, более прогрессивный, фрезерный торф. Он позволял в два раза увеличить получение топлива с той же площади торфяника и в пять раз снизить трудовые затраты на его добычу.

Котел № 19 был первым, на котором 5 июня 1931 года начали сжигать фрезерный торф в смеси с кусковым. Котел № 18 начал работать на смеси 12 июля1931 года, а котел № 17 – третьего августа 1931 года. Фрезерный торф с помощью небольшого трясуна из бункера попадал в дробилку, в которой размельчались крупные частички торфа и древесины. Этим процессом управлял дежурный на трясучке. После дробилки торф ссыпался в эксгаустер, специальный нагнетатель торфяной пыли в топку котла. Эксгаустер был установлен на нулевой отметке, пылевоздушная смесь подавалась в верхнюю часть топки. Перед входом пылевоздушной смеси в топку был подведен горячий воздух. Таких систем на котле было две. Одна работала, вторая находилась в аварийном резерве. Растопка котла производилась с помощью мазутных форсунок. Для мазута была построена небольшая емкость, в которую сливали мазут из цистерн. Из емкости мазут подавался в мазутный бак в изолированном месте транспортерной галереи топливоподачи. Далее мазут самотеком поступал к мазутным форсункам с паровым распылом. Вся система мазутопроводов и баков обогревалась паром, конденсат которого поступал в питательные баки. Отрицательным фактором при работе на фрезерном торфе было значительное шлакование стен и холодной воронки топки.

В 1931 году на месте конного двора построили открытую подстанцию 110 кВ, от нее вдоль шоссе провели линии электропередач 110 кВ, а ЛЭП 70 кВ демонтировали. ЛЭП 110 кВ называли «Классон-Санино», но в связи со строительством водовода из Владимирской области в Москву ее переименовали в ЛЭП 110 кВ «Классон-Водовод».

29 июля 1932 года трест МОГЭС преобразован в районное энергетическое управление Мосэнерго. На этом был завершен десятилетний период расширения и реконструкции ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона. Мощность станции по сравнению с дореволюционным периодом увеличилась в три раза. Электростанция надежно снабжалась топливом. Водоснабжение электростанции и охлаждающая способность прудов-охладителей обеспечивали достаточно надежную и экономичную работу станции. Основное оборудование электростанции состояло из пяти турбин и десяти котлов. На шести барабанных котлах «Гарбе» №№ 16, 17, 18, 19, 20, 21 были установлены регуляторы уровня воды в верхних барабанах. Увеличение мощности ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона способствовало промышленному развитию восточных районов Московской области (Орехово-Зуево, Павловский Посад, Ногинск, Электросталь и др.).

В 1937 году на ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона провели реконструкцию котла № 18 с полным переводом его на сжигание фрезерного торфа и повышением производительности котла с 37,5 тонн пара в час до 43,5 - 45 тонн пара в час. Такая же реконструкция была проведена в 1938 году на котле № 17. В связи с реконструкцией котлов №№ 17, 18 провели расширение котельной № 2 на несколько метров в правую сторону, если смотреть со стороны торца котельной. На этих котлах торф из бункеров подавался трясучками на транспортерные ленты, а затем через дробилки в эксгаустеры. Это способствовало более спокойной работе топок, особенно на переменных режимах, значительно повышало возможность удаления посторонних предметов из торфа на пути в эксгаустеры и улучшало условия труда дежурных на трясучках. Проведенная реконструкция на котлах №№ 17, 18 позволила электростанции значительно увеличить сжигание фрезерного торфа и, соответственно, сократить сжигание кускового торфа, стоимость которого при добыче была значительно выше. Мощность электростанции от проведенной реконструкции котлов №№ 17, 18 не изменилась.

В этот период новых торфяных участков не создавали. С переходом работы котлов №№ 17, 18 полностью на фрезерный торф Торфопредприятие им. Р.Э. Классона увеличило добычу фрезерного торфа на существующих участках и сократило добычу кускового торфа.

В поселке Электропередача в 1930-е годы большое внимание уделялось социальным вопросам. На улице Сталина построили ясли, детскую больницу, здание для новой школы и дом для учителей. В 1932 году для работников электростанции был построен трехэтажный кирпичный дом, со встроенным магазином на улице Сталина. Среди жителей поселка Электропередача этот дом получил неофициальное название – «Ударный дом», встроенный магазин в доме также называли – «Ударный магазин». Эти названия настолько закрепились среди жителей поселка, что в течение нескольких десятков лет дом и магазин по-другому не называли.

В 1934 году в поселке было построено новое здание клуба. Его конструкция характерна для клубной архитектуры 1920 - 30-х годов и чем-то напоминает Дворец ЗИЛа в Москве с его четкими геометрическими формами. Один из авторов проекта Клуба - Дворца культуры писал


 ... «мы считали, что дворец культуры должен прежде всего вызывать ощущение свободы и радости. Это ощущение мы старались создать путем соответствующей организации пространства, путем применения принципа перетекающего пространства, раскрывающего и облегчающего интерьер. Такое решение внутреннего пространства обусловило в известной степени и наружную архитектуру Дворца... При решении архитектуры Дворца мы стремились не маскировать внутреннее пространство, а выявлять его на фасаде (плоскость фасада с полукруглым стеклянным эркером и т. д.)».


Название клуба осталось прежним - Клуб имени В.И. Ленина. Клуб располагал достаточным количеством помещений, в нем были: зрительный зал на 790 посадочных мест, с учетом мест на балконе; малый зал на 100 мест; танцевальная комната; комнаты для кружковой работы; комната для отдыха (шашки, шахматы, домино и т.п.); библиотека с читальным залом; фойе; бильярдная; спортивный зал; буфет; в клубе были духовой и струнный оркестры. На протяжении десятков лет клуб выполнял в поселке и городе функции культурно-просветительного учреждения. Десятки тысяч горожан, взрослых и детей, многократно в различные времена года посещали клуб, связывали с ним свой культурный и духовный досуг и находили в нем все, что было необходимо для просвещения. На сцене клуба, в его залах, библиотеке, в комнатах кружковой работы и других помещениях постоянно кипела работа. Через сцену клуба прошла вся история советского кино, в клубе неоднократно выступали с концертами, спектаклями видные и заслуженные артисты Москвы и других городов.

Березовую рощу за клубом имени В.И. Ленина превратили в поселковый парк. На территории парка были построены летний клуб, танцплощадка, качели, тир, буфет. В конце парка перед стадионом установили парашютную вышку. Конструкцию парашютной вышки разработали в конструкторском бюро ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона под руководством старшего инженера - конструктора Ивана Андреевича Щелкова. Изготовление деталей вышки и их сборка проводились работниками механического цеха электростанции. Подъем вышки и установка ее на место производились бригадой под руководством опытного бригадира Павла Васильевича Сергеева. Это было оригинальное 36-ти метровое сооружение, которое в то время являлось самым высоким в поселке. Прыжки с 36-ти метровой отметки парашютной вышки были захватывающим зрелищем и привлекали молодежь к занятиям парашютным спортом. Не только парни, но и девушки поселка Электропередача увлекались парашютным спортом.

Первой мировой женский рекорд затяжного прыжка с парашютом совершила работница ГРЭС №3 им. Р.Э. Классона Зинаида Бушева - 11 августа 1934 года. После этого, решив превзойти свой же рекорд, Зинаида погибла. Погибла и ее подруга по прыжкам с парашютом Елизавета Карягина.

Клуб имени В.И. Ленина, парк, стадион, парашютная вышка, лодочная станция, озера электростанции - все это создавало благоприятные условия для отдыха, спорта, развития и развлечения жителей поселка Электропередача.

Все эти годы на котлах электростанции не было никаких золоуловителей. Земля в радиусе нескольких десятков метров от электростанции покрывалась золой, выбрасываемой из труб котлов. Особенно это было заметно в зимний период времени, чистого снега вокруг электростанции не было. С переводом котлов №№ 17, 18, 19 на пылевидное сжигание торфа увеличились выбросы золы из труб котлов. Нередкими были случаи попадания песчинок золы в глаза прохожих. На котлах, работавших на фрезерном торфе, стали устанавливать золоуловители. Работа в этом отношении велась постоянно, но добиться заметных результатов не удавалось.

В летний период времени электростанция вырабатывал достаточно большой объем электроэнергии, в результате этого температура в озерах заметно поднималась и экономичность работы станции несколько снижалась. С целью повышения эффективности работы проводились различные мероприятия. Одно из них - перекрытие движения воды в верхней части озера № 2. Для этого от одного берега до другого, перпендикулярно течению воды, делали препятствие из досок в верхних слоях на глубине 0,6 - 0,8 метра, тем самым увеличивая движение воды в нижних, более холодных слоях озера.

Первого сентября 1939 года Германия напала на Польшу. Началась вторая мировая война. За непродолжительное время польское сопротивление агрессору рухнуло. Территория страны была занята иностранными войсками. 17 сентября 1939 года советские войска перешли через границу, определенную Рижским мировым соглашением 1921 года, и заняли территорию Западной Украины и Западной Белоруссии. В этой войне с нашей стороны участвовали кадровые войска и были мобилизованы военнообязанные из центральных областей в возрасте до 35-ти лет.

Из рассказа жителя деревни Ожерелки, работника ГРЭС № 3 им. Р.Э. Классона Федора Владимировича Синицына:


«Накануне польской войны меня мобилизовали в армию, и нас направили на западную границу страны. 17-го сентября мы вступили в бой с польскими войсками. Сопротивление польских войск мы быстро преодолели и начали продвигаться на Запад, где встретились с немецкими войсками. Встреча с немцами была недоброжелательная с их стороны, и они вынудили нас на военный конфликт. Мы приняли их вызов и после кратковременных столкновений погнали немцев на Запад. Настроение у нас было боевое, немцы не ожидали от нас этого, и мы много километров гнали их. Конфликт между нами и немцами был разрешен на достаточно высоком уровне. Последовала команда: всех участников конфликта, призванных из запаса, немедленно демобилизовать. Через два-три дня я уже был в своей родной деревне. Многие спрашивали меня, почему я так быстро вернулся. На это я им отвечал, что подрались с немцами».


После кратковременной польской войны была «зимняя война» с Финляндией. Эта война была более затяжной и кровопролитной. 12 марта 1940 года был подписан мирный договор между Советским Союзом и Финляндией на выгодных условиях для СССР. В период «зимней войны» в магазинах посёлка Электропередачи и «Зеленого острова» были перебои с некоторыми продуктами.

Перед началом Великой Отечественной войны Мосэнерго было крупнейшим в СССР энергетическим предприятием, в состав которого входило 12 электростанций общей мощностью 1 160 тыс. кВт. 



Назад к списку очерков