ГРЭС-3 ИМ. Р.Э. КЛАССОНА, ЧАСТЬ 2
После окончания Великой Отечественной войны ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона располагала самым неэкономичным оборудованием и всего 38 МВт установленной электрической мощности Давление пара перед турбинами равнялось всего 17 атмосфер — ниже, чем на любой другой электростанции Мосэнерго. Несколько улучшило показатели прибывшее на ГРЭС-3 оборудование из поверженной Германии — турбогенератор 13 МВт, три котла общей производительностью 200 т пара в час. Немецкое оборудование было рассчитано на высокие параметры пара. Работникам ГРЭС-3 пришлось в короткие сроки, впервые в Мосэнерго, перевести значительную часть электростанции на давление 420 атмосфер с использованием выходящего из немецкой турбины 17-ти атмосферного пара для вращения двух старых агрегатов. Но все равно семь человек производственно-технического персонала на один установленный мегаватт мощности даже для того, послевоенного, времени считалось крайне низким показателем. Развитию электростанции по отработанной в энергетике схеме препятствовало отсутствие достаточного по объему водоема.
В 1950-х годах по городу поползли слухи о предстоящем закрытии электростанции. Директор электростанции А.П. Троицкий обратился за помощью к Г.М. Кржижановскому. Вскоре в Электрогорск переехала экспериментальная лаборатория, занимавшаяся теплотехническим направлением в структуре проблем атомных электростанций. Это не решило вопрос коренным образом, но несколько сгладило остроту положения.
В 1961 году пришло сообщение о том, что на одной из электростанций Ленинграда пущена и успешно работает небольшая (4 МВт) газотурбинная установка.
«Простейшая ГТУ состоит из компрессора, в котором сжимается атмосферный воздух; камеры сгорания, где в среде этого воздуха сжигается топливо, и турбины, в которой расширяются продукты сгорания. Так как средняя температура (или объем) газов при расширении существенно выше, чем воздуха при сжатии, мощность, развиваемая турбиной, оказывается, даже с учетом потерь, больше мощности, необходимой для вращения компрессора. Их разница представляет собой полезную мощность ГТУ» (Ольховский Г.Г. Энергетические газотурбинные установки. М.: Энергоатомиздат).
ГТУ не требовала тех больших объемов воды, которые были необходимы при вводе традиционных тепловых мощностей. За ГТУ ухватились как за якорь спасения. В качестве определяющего аргумента на первый план была выдвинута возможность применения газотурбинных установок в качестве маневренных мощностей.
«...Тепловые станции с крупными блоками работают в основном в стабильном режиме — на пуск и остановку их мощнейших агрегатов требуются часы, а то и дни. Между тем нам необходимы энергетические мощности, способные включаться на сравнительно короткое время — на три-четыре часа утром и вечером... Для решения проблемы. используются электростанции двух типов: гидроаккумулирующие (ГАЭС) и с газотурбинными установками (ГТУ). И те, и другие «раскручиваются» за считанные минуты и могут производить значительное количество дополнительной энергии». (Газета «Правда», 30 мая 1983 г. Статью писали управляющий Мосэнерго П. Серебряников, главный инженер ГРЭС-3 Л. Дубровский и др.).
Окончательную точку в решении этого вопроса, устранившую, как тогда казалось, все сомнения и проблемы, поставил министр энергетики и электрификации СССР П.С. Непорожний. В 1962 году Петр Степанович посетил электростанцию и, вернувшись в Москву, дал задание направить на ГРЭС проектировщиков. Проект быстро вынесли на утверждение. Однако, выяснилось, что в перечень работ, выполнение которых значилось в плане девятой пятилетки 1971-1975 годов, стройка в Электрогорске не включена. В марте 1971 года на собрании работников ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона принят текст обращения в вышестоящие партийные и правительственные органы. В обращении говорилось о том, что строительство ГТУ экономически выгодно, т.к. для подготовки, организации строительства на пустом месте требовались бы годы, а здесь его можно было разворачивать немедленно: проложены подъездные пути, есть жилье для строителей, возможно легко проводить новые подземные коммуникации, есть опытные энергичные кадры. В план десятой пятилетки была заложена установка трех газотурбинных установок мощностью 100 МВт на ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона. Инженерный коллектив электростанции сразу же занялся подготовкой к предстоящим большим работам.
Еще в начале 1970-х годов ростовское отделение ТЭП выполнило проект. Теперь он тщательно изучался, анализировался. Следующий этап подготовки — оборудование. Два подобных агрегата к тому времени уже работали на ТЭЦ Краснодара. Неоднократные поездки к краснодарским коллегам научили подмосковных энергетиков многому. Ассигнования, выделенные на строительные работы, начали поступать с середины 1975 года. На территории, отведенной под ГТУ, начались планировка, разметка. Первые бригады формировались из работников станции. Ближе к концу года в Электрогорск приехали первые строители.
Весной 1976 года на ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона произошла смена руководителей. Ушедшего на застуженный отдых директора А.П. Троицкого заменил Николай Иванович Устин, занимавший ранее должность начальника ПТО. В апреле 1976 года уложили первый блок в основание главного корпуса, а к концу года должны были пустить новый агрегат. Однако с изготовлением оборудования на Ленинградском металлическом заводе дело обстояло непросто. При разговоре с главным инженером завода о сроках – четкого ответа не получали. К осени 1976 года прибыли дополнительные бригады строителей, более тысячи человек. Для обустройства прибывающих приспосабливали все, что было возможно. Под общежитие, несмотря на бурные протесты работников, получивших ордера на квартиры, переоборудовали вводимый в эксплуатацию жилой дом.
Узлы газотурбинной установки начали поступать в конце октября, а затем прибыли и приступили к делу и заводские специалисты. Случалось, что обнаруживались нехватки необходимых материалов, а то и деталей. По требованию заводского шеф-инженера все доставлялось из Ленинграда немедленно. В декабре корпус собрали полностью. Затем выверка, испытания. 15 января 1977 года состоялся пуск агрегата. Но недоделки вскоре дали о себе знать. Наиболее ощутимая — отсутствие у установки глушителя. В момент пуска рев, который издала машина, заставил вскочить с постелей тысячи перепуганных жителей. Глушитель поставили в апреле, устранив тем самым и шум, и поток жалоб, градом посыпавшийся во всевозможные инстанции. На параллельную работу с сетью системы Мосэнерго генератор ГТУ-100 включили 2 февраля 1977 года.
Сообщение на международной конференции по газовым турбинам в Брюсселе о создании в России газотурбинной установки мощностью 100 МВт — первой такой мощности в мировой практике - вызвало, пожалуй, не изумление, а скорее недоверие. Слабо верилось, что советская энергетика, утратившая, к тому времени некоторые из приоритетов, вновь вышла на передовые позиции в одном из ведущих направлений.
Среди энтузиастов, воспринявших процесс освоения необычной машины как закономерный, был начальник смены Краснодарской ТЭЦ О.В. Кравченко. Инженер пытливый, знающий, он внес немалый вклад, чтобы максимально сократить период наладки. Ему-то и предложили стать начальником нового газотурбинного цеха ГРЭС в Подмосковье. Предложение было принято. Вскоре Олег Васильевич перебрался в Электрогорск. Знакомясь с персоналом цеха, обратил внимание на одного из начальников смен, Александра Семеновича Осыку (сегодня главный инженер Мосэнерго). Молодой инженер, пришедший на электростанцию после института, демонстрировал не только солидную теоретическую подготовку, но и завидную дотошность, осваивал особенности не совсем обычной машины, старался прочувствовать ее сильные и слабые стороны. И когда, дна года спустя, начальник цеха предложил А.С. Осыке стать своим заместителем, коллектив поддержал.
В 1978 году ввели в эксплуатацию вторую ГТУ. Особенности оборудования ставили перед коллективом все новые задачи. Очень часто давало сбой зажигание — темной оставалась половина камеры. Разобравшись в схеме и конструкции устройств, О.В. Кравченко и А.С. Осыка. докопались до причины. За сравнительно небольшой срок Олег Васильевич, Александр Семенович и мастер цеха централизованного ремонта Геннадий Васильевич Рудазов разработали и внедрили силами своего цеха более совершенную схему. Bсe преимущества были настолько очевидны, что уже на следующей, третьей ГТУ-100, созданной Ленинградским металлическим заводом для ГРЭС-3, была использована именно эта схема.
Энергетики ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона и далее принимали активное участие в создании, усовершенствовании и доводке газотурбинных установок. Инициатором и непременным участником дискуссий по принципиальным вопросам был главный инженер Мосэнерго Н.И. Серебряников. Он не давал успокоиться на достигнутом ни себе, ни другим. Уловив в предложении инженеров что-либо существенное, важное, он тут же включался в решение проблемы. Успевал везде.
Немалые трудности при освоении газотурбинных установок пришлось преодолевать при решении вопросов выбора для них топлива. Наиболее подходящим был бы газ, но ГРЭС в Электрогорске источника газа не имела, и потому выход следовало искать в применении жидкого топлива — лучше дизельного. Но и такое решение реализовать было трудно. В 1970-х годах все запасы чистого моторного топлива шли на удовлетворение нужд сельских механизаторов. Стоимость тонны дизельного топлива почти вдвое превышала цену специального газотурбинного топлива. Сотрудники ГРЭС-3 им. Р.Э. Класоона вначале побывали на нефтеперегонных заводах Москвы, Рязани, ознакомились с ГОСТами и получили исчерпывающую информацию об изготовляемой заводами продукции. Изготовитель ГТУ, Ленинградский металлический завод (ЛМЗ), изучив характеристики предлагаемых заводами видов топлива, решительно заявил о их непригодности для эксплуатации газотурбинных установок. Специалисты утверждали: наличие в топливе калия, натрия, ванадия отрицательно влияет на работу установки - при необычно высоких температурах, которые действуют на лопатки первой ступени, возникает их коррозия. Начались долгие, вначале безуспешные, поиски завода, который согласился бы изготавливать топливо, удовлетворяющее требованиям энергетиков. Наконец такой завод нашли. Готовить топливо в соответствии с условиями, которые поставил ЛМЗ, согласился нефтеперегонный завод в Перми.
Специалисты ЛМЗ изучали продукцию завода несколько дней. Добро на его использование хотя и дали, но с оговорками. А потом, когда мосэнерговцы уехали, те и вовсе передумали, направив телеграмму:«В периоды пуска и останова разрешается применять только дизельное топливо».
Пришлось создавать две параллельные системы подачи и хранения дизельного и газотурбинного топлива. Осложнения возникли еще из-за высокой температуры застывания получаемого из Перми топлива. Даже при относительно нормальной температуре воздуха оно становилось нетранспортабельным. Приходилось согревать его по всей трассе подачи.
Тем временем проблемой предотвращения коррозии металла при высоких температурах занялись и другие организации. Всесоюзный теплотехнический институт разработал состав, технологию добавки присадок, которые, по утверждению разработчиков, должны были нейтрализовать вредные влияния натрия, калия, ванадия. Однако, в пиковом режиме работы ГТУ применение их существенно усложнялось. Затем появилось сообщение: институт Патона на Украине успешно освоил нанесение защитного покрытия поверхности металла лопаток, работающих в условиях высоких температур. Изучением работ, проводимых Патоном и его единомышленниками активно занялся главный инженер ГРЭС-3 Л.И. Дубровский. Неоднократные поездки в Киев и знакомство с методом Патона убедили Леонида Ивановича в его действенности. Казалось бы, выход найден. Однако, межведомственные междоусобицы, когда для продвижения своих интересов некоторые не постеснялись бросить тень на своих более способных коллег, отодвинули решение этого вопроса. Понадобилось еще полгода, чтобы покрытие лопаток первой ступени ГТУ по методу инженера Патона было вменено заводам в качестве обязательного требования.
Специалисты ГРЭС-3 внесли весомый вклад в решение проблемы защиты лопаток ГТУ от коррозии. С заводами и научными организациями они на равных участвовали во многих начинаниях, которые в конце концов обеспечили надежное функционирование газотурбинной установки и ее главного элемента — лопаточного аппарата турбины.
«Проведение исследования эксплуатационной надежности рабочих лопаток газотурбинной установки ГТУ-100, изготовленных из металла разной выплавки, термически обработанных по разной технологии, имеющих различную конструкцию), различные варианты покрытия, работающих в условиях газовой среды различного состава, позволили создать и внедрить на ГРЭС-3 Мосэнерго комплекс мероприятий по повышению долговечности лопаточного аппарата ГТ-100... » Осыка А.С. Автореферат диссертация на соискание ученой степени канд. техн. наук.
Последнюю, третью ГТУ-100, пустили в апреле 1980 года. Проведенная заводом модернизация позволила повысить ее номинальную мощность до 107 МВт. Упорная работа по совершенствованию ГТУ продолжалась с неизменной настойчивостью. Научной и практической работой на электростанции руководил новый главный инженер Леонид Иванович Дубровский. Поддерживались теснейшие контакты с учеными. Представители ведущего в этой области Всесоюзного теплотехнического института наблюдали, контролировали, анализировали, изучали сильные и слабые стороны агрегатов, намечали пути совершенствования. И всегда рядом с ними находились инженеры ГРЭС. Вникали, впитывали, иногда подсказывали, помогали переводить теоретические изыскания в практическую плоскость. Такое тесное общение было полезно и тем, и другим. И, естественно, когда министерством, а затем и правительством был поставлен вопрос о переходе к ГТУ мощностью 150 МВт, более совершенным, перспективным, то ни у кого не вызвало возражений, когда в качестве научной и производственной базы для их освоения была предложена первая в стране районная электростанция.
«...строительство газотурбинпых станций надо будет продолжить столь же интенсивными темпами, причем на базе более высокоэффективной турбины ГТЭ-150, имеющей при больших мощностях и экономичности меньшие габариты и металлоемкость». ( Газета «Правда», 30 мая 1983 года)
Занимать опыт на этот раз было не у кого — агрегат подобного типа и мощности должен был быть освоен нашими энергетиками впервые. Наибольшие сложности были связаны с температурой, при которой должна была работать установка. В 1970-е годы этой проблеме уделялось большое внимание в мировой практике. Наибольшего успеха энергетики США и передовых европейских стран достигли, прежде всего, за счет значительного подъема температуры газов перед турбиной. Так удалось улучшить коэффициент полезного действия установок.
«Начальная температура газов выбирается возможно более высокой и ограничивается доступными по практическим и экономическим соображениям (стоимость изготовления, сроки службы, надежность) средствами охлаждения соприкасающихся с горячими газами деталей, прежде всего рабочих лопаток первой ступени турбины. Для освоенных в мировой практике мощных энергетических агрегатов начальная температура газов составляет 1250—1450 К, в проектах, над которыми ведутся работы, до 1700—1900 К». (Ольховский Г.Г. Энергетические газотурбинные установки. М.: Энергоатомиз-дат. 1985. С. 23)
Приступая к созданию, а затем и освоению на ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона ГТЭ-150, намечали сделать рывок повышений начальной температуры газов перед турбиной — 1100 оС вместо 750 оС, освоенных к тому времени, на работавших ГТУ-100. Осуществить столь резкий скачок решено было в два этапа. Начальный — освоение температуры 950оС. Лишь когда работа установки при таких параметрах станет достаточно устойчивой, переходить к температуре 1100 оС — предельной для этого типа. Первый этап неожиданностей не принес. Пуск, наладка, выход на 950оС прошли по разработанной программе. Однако всем было понятно, что рубеж, взятый энергетиками ГРЭС — позиция промежуточная. Всего 30% составил КПД ГТУ на этом, первом, этапе. Решение основной, наиболее сложной, задачи было еще впереди и, как оказалось, заняло более двух лет.
Наиболее уязвимым узлом при переходе па работу с температурой 1100°С оказались лопатки двух первых ступеней турбины. Стало ясно, что устойчивой, надежной работы лопаточного аппарата можно достигнуть лишь при условии соблюдения безукоризненного качества производственных процессов на всем пути изготовления лопаток. Отработка технологии штамповки, затем литья потребовали у исследователей и производственников уйму времени. При тех высочайших требованиях, которые предъявлялись к изделию, в брак шло более шестидесяти процентов продукции, принося заводу-изготовителю большие убытки. Сложность состояла еще и в том, что для обеспечения прочности при столь высоких температурах газов каждая из множества лопаток должна была еще и охлаждаться изнутри, что так же значительно осложняло процесс их изготовления.
Выполнявший заказ энергетиков завод турбинных лопаток в Ленинграде смог наладить связи с одной зарубежной фирмой, приобрел у нее оснастку, оборудование и обеспечил ЛМЗ доброкачественными турбинными лопатками в договорные сроки.
В марте 1985 года было полностью прекращено сжигание торфа в станционных котлах, а через пять лет впервые в России на ГРЭС-3 заработала газотурбинная энергетическая установка парогазового цикла мощностью 150 МВт.
Случались аварии, работа по изготовлению ротора турбины, пригодного для функционирования в условиях среды 1100оС, велась более двух лет. Только в ноябре 1997 года ротор доставили в Электрогорск. У одной из двух, уже отработавших немалый срок, ГТЭ-150 вынули ротор. Но его место поставили новый. С 1 мая 1998 года начались пуски. С каждым последующим выходили на более высокую ступень температуры газов. Одновременно велась наладка пускового устройства. На температуру 1100оС вышли н мае. Этап завершающий - синхронизация, включение генератора в сеть, набор нагрузки - прошел без отклонений от намеченной программы. А затем — срыв.
Главный инженер ГРЭС-3 им. Р.Э. Классона Александр Семенович Осыка, главный конструктор ЛМЗ Александр Серафимович Лебедев и главный специалист службы наладки Мосэнерго Валерий Алексеевич Харченко вряд ли когда-нибудь забудут 19 нюня 1998 года. На 18-м пуске, когда нагрузка на ГТУ достигла 128 МВт, на их глазах произошло то, что в документах было названо: «Перегрев нижней полки направляющего аппарата второй ступени, приведший к ее повреждению». Когда, как казалось, до успешного завершения дела оставался один шаг — разлад, неуверенность
И снова программы длительных испытаний. С конца июля они велись непрерывно. Генеральный конструктор подсчитал: за 1998 год — более ста испытательных пусков. В первые месяцы 1999 года, когда начальная температура газов вновь достигла требуемых 1100ОС, вышли на мощность 155 МВт. Это была победа. Ленинградский металлический завод, Мосэнерго и ГРЭС-3 предъявили свое детище к сдаче в эксплуатацию.
«3 апреля подписан акт приемки ГТЭ-150 в опытную эксплуатацию, в период которой основное внимание будет сосредоточено на проверке надежности работы наиболее напряженных узлов агрегата при длительной эксплуатации, внедрении диагностической аппаратуры, улучшении экологических показателей установки. Считаем, что большой опыт, накопленный Мосэнерго в процессе доводки ГТЭ - 150, позволит решать новые задачи по повышению уровня отечественного газотурбостроения».
Рапорт Генерального директора ОАО «Мосэнерго» Н.И. Серебряникова Министру топлива и энергетики РФ С.В. Генералову, Председателю правления РАО «ЕЭС России» А.Б.Чубайсу, Председателю совета директоров РАО «ЕЭС России» В.В. Кудрявому, Генеральному директору ОЭС «Центрэнерго» А.М. Смирнову.
С декабря 1999 года введено в эксплуатацию основное оборудование первой очереди – газотурбинный блок GT-35 с котлом-утилизатором ТF-80 шведской фирмы ABB STAL. Электрическая мощность турбины составляет 16,78 МВт, тепловая – 24,08 Гкал/ч.
В декабре 2000 года начала вырабатывать теплоэнергию первая в России ГТУ-ТЭЦ в Электростали, входящая в структуру ГРЭС-3. В январе 2009 года в состав ГРЭС-3 вошла ТЭЦ-6. С января 2010 года в состав ГРЭС-3 вошла ГТУ-ТЭЦ (г. Павловский Посад) установленной электрической мощностью 16 МВт и тепловой мощностью 32 Гкал/ч. ГТУ-ТЭЦ – одни из самых экологически чистых электростанций ОАО «Мосэнерго». Их показатели по выбросам значительно меньшие, чем у котельных такой же мощности.
На ГРЭС-3 планируется поэтапная замена устаревшего оборудования на современное, соответствующее самым высоким экологическим стандартам.