ОЧАКОВСКАЯ ТЭЦ (ТЭЦ-25)

Задание на проектирование ТЭЦ-25 Мосэнерго было утверждено в ноябре 1968 года. Заказчик строительства — районное управление Мосэнерго, генеральный проектировщик — Московское отделение института «Теплоэнергопроект». Первоочередной задачей, кото­рая сразу же встала перед заказчи­ками, проектировщиками — выбор площадки для будущей теплоэлек­троцентрали. (В постановлении Со­вета министров были названы лишь районы города, где потребно­сти в тепле, электрической энергии в ближайшие годы станут наиболь­шими). Нанести же на плане Москвы границы участка площадью 70-80 гектаров, - именно такая площадь нужна для ТЭЦ, намеченной к строительству в западной части столицы оказалось делом чрезвычайно сложным. 9 февраля 1971 года была организована дирекция строящейся электростанции, которая подчинялась Мосэнерго. В состав дирекции от Мосэнерго вошел директор Боровков и его заместители.


TEC_25_1152Металлическая передвигающаяся опалубка для сооружения дымовой трубы из монолитного железобетона. .jpg



Первоначально определили участок под застройку и начали сооружать дороги. Всему составу дирекции пришлось решать проблему освобождения территории. В основном это были постройки совхоза «Матвеевское». Пятьсот тридцать один дом необходимо было расселить. Сама площадь застройки на чертеже имела тридцать два угла: река, железнодорожные пути, памятники, церковь, кладбище – это все нельзя было трогать. Сама же площадка представляла собой крутой склон имеющая разность отметок в 17 метров. И в довершении всего там, где предполагалось возвести цехи, висели провода линии напряжением 220 и 500 кВ. При составлении проекта предлагались самые необычные решения. Например, «челночный» заезд с трижды меняющимся направлением подачи на ТЭЦ железнодорожных составов. Или обваловка мазутных блоков. Положительной стороной выбранной площадки было размещение рядом подстанции «Очаково» напряжением 500 кВ. Это исключило необходимость сооружения распределительного устройства ТЭЦ.

TEC_25_1150.jpg



В том же 1971 году в составе треста «Мосэнергострой» было создано строительное управление ТЭЦ-25. С начала 1972 года стали прибывать рабочие бригады. Возводились ба­зы, складские площадки, столовая. Развернулись работы и на сооружа­емой автомобильной дороге, на железнодорожной ветке, которая должна была связать стройку со станцией Очаково. Десятки строи­тельных объектов сооружались од­новременно.

В 1973 году начали планировку тер­ритории и подготовку котлована под фундамент главного корпуса. Чтобы не было задержки с постав­кой панелей, на заводе в Бескудниках был пущен цех бетонных дета­лей.

Возведением дымовой трубы занималась монтажников управле­ния «Энерговысотспецстрой» по скоростному методу, разработанно­му специалистами Германской Де­мократической Республики. Мето­дика работ была освоена быстро.


«Скоростное строительство трубы стало возможным благода­ря применению так называемой, скользящей опалубки, конструк­цию которой и соответствующее оборудование разработали в ГДР...

Бетон укладывается в опалубку слоями высотой 25 сантиметров. Через каждые десять — пятнад­цать минут включают домкраты и они все одновременно поднима­ются, на заданный шаг, соответственно перемещаются опалубка и рабочая площадка.

Все выше поднимается труба, вместе с ней ползет вверх и опа­лубка. Для обеспечения теплом жите­лей микрорайонов Матвеевское, Давыдково, Тропарево, Беляево Богородское и строится ТЭЦ-25. Монтажники торопятся, чтобы до наступления зимы завершить возведение трубы.»

Газета «Правда», 5 сентября 1973 года


 TEC_25_1148Строительство дымовой трубы с немецкими специалистами.jpg



Для дирекции строящейся ТЭЦ это было время наивысшего напряжения. Заводы Москвы, Барнаула, Белгорода, некоторых других городом страны выполняли заказы 25 й. Готовился ввод в эксплуатацию первого и второго водогрейных котлов. Срочность диктовалась развитием в этом районе города жилищного строительства.

Одновременно строителями ТЭЦ возводились и жилые дома им улице Озерная. Многие из проблем города, решать которые энергетикам приходилось при проектировании и строительстве своих объектов — снабжение водой, газом — всегда учитывали и нужды живущих в этом, а иногда и не только в этом, районе людей.

Только к концу 1973 года все 70 га, отведенных для стройки ТЭЦ были освобождены от всего постороннего, и строители, которым теперь уже ничего не мешало, развернули рабо­ты по всему фронту. В дирекции создали отдел капи­тального строительства. Новые сот­рудники появились в отделе обору­дования, в бухгалтерии, в техничес­ком отделе. А в июле 1974 года при­был главный инженер электро­станции Торий Петрович Иванов.

Создавались цехи: котлотурбинный, начальник — переведенный с Каширской ГРЭС, Анатолий Ильич Савельев. Электрический — его возглавил Валерий Николаевич Нарайкин. Цех ТАИЗ, руководить ко­торым стал уже имевший необхо­димые знания, опыт, пришедший ТЭЦ-12 Борис Алексеевич Саков.


TEC_25_1149.jpg



С большими трудностями был сопряжён пуск первых водогрейных котлов. Наспех построили газорас­пределительный пункт, осуществив подачу газа к нему по временному участку газопровода. В обход глав­ного корпуса пошла теплотрасса, по которой тепло подавалось в город.

Наладкой и пуском начали зани­маться с декабря 1974 года. 31 декабря был подписан акт о приемке перво­го котла и эксплуатацию.



ПРИКАЗ

Управляющего Ордена Ленина Районного Энергетического

Управления Мосэнерго г. Москва №41.6 февраля 1975 г.

О введении ТЭЦ-25 Мосэнерго в число действующих предприятий

Мосэнерго.

Приказом Министра Энергети­ки и электрификации СССР от 10 января 1975 г. № 11 ТЭЦ-25 Мос­энерго введена в число действую­щих предприятий Мосэнерго на хо­зяйственном расчете (баланс про­мышленной деятельности), с под­чинением ее районному энергетиче­скому управлению Мосэнерго...

Дирекция строящейся ТЭЦ-25 Мосэнерго ликвидируется, а функ­ции заказчика по дальнейшему ее строительству возлагаются на ТЭЦ-25 Мосэнерго...

Управляющий И.Н. Ершов»



Нагрузку котлам дали с началом отопительного сезона 1975 года. В де­кабре подготовили к пуску третий и четвертый водогрейные котлы. Количество объектов, на кото­рых в то время велись работы, ис­числялось десятками. Заканчива­лось строительство для двух пер­вых блоков главного корпуса. Про­должалось возведение градирни, дымовой трубы. Строили здание химводоочистки, центральную на­сосную, заложили фундамент ад­министративного здания...

Вначале, пока в этом районе го­рода массовое жилищное строи­тельство находилось в начальной стадии и сколько-нибудь значи­тельный тепловой потребитель от­сутствовал, должны были пускать­ся блоки сравнительно небольшой мощности, которые обеспечивали бы производственным паром рас­положенные в этой зоне промыш­ленные предприятия. И хотя пока таких предприятий было немного, некоторые из них уже испытывали в паре острую потребность, напо­миная об этом энергетикам.

Задерживать далее пуск агрега­тов руководители станции, энерго­системы не могли и по другим, зна­чительно более тревожащим их, обстоятельствам. Стоимость строи­тельства достигла столь внуши­тельных размеров, что медлить с отдачей далее было уже нельзя.

Большие затраты, в значитель­ной своей части непредвиденные, связанные с недоработками проек­та, просчетами, с низким качеством работ, выполняемых строителями, увеличили первоначальную смет­ную стоимость весьма ощутимо. Только немедленный пуск станции мог в какой-то мере выправить по­ложение, реабилитировать заказчи­ка стройки. Необходимо было дей­ствовать. Быстро, решительно. Первейшая из задач — набор и обучение кадров. Было решено сфор­мировать костяк эксплуатационни­ков из тех, кто прошел основатель­ную школу на других электростан­циях. Дали объявления и специали­сты не заставили себя долго ждать. Они приходили из Каширы, из Ко­накова, с московских ТЭЦ.

К началу пуска коллектив эксплуатаци­онников составлял уже более двести пятьдесят человек. Работы хватало всем. Промывка и опрессовка котла, проверка автоматики…

Проводить пусковые операции начали, как и намеча­лось, в последних числах декабря. Генератор включали в сеть второго января, к вечеру. И хотя внутренний вид помещения щита управления никак не соответство­вал значительности происходящего в нем события — в стенах сквозные отверстия, температура как на улице, настроение у присутствую­щих было приподнятое. Начальник смены станции Александр Николаевич Кашкин подрегу­лировал частоту, напряжение. Син­хронизировав генератор с сетью, повернул рукоятку. Под бур­ные возгласы окружающих первый блок стал набирать нагрузку.

Год спустя на ТЭЦ ввели и вто­рой блок, — того же типа и мощ­ности.


TEC_25_1141.jpg



Строительство главного корпуса продолжалось. В 1978 году началась подготовка к монтажу первого блока — 250 МВт. В тесном конта­кте с монтажниками работали ма­шинисты, начальники смен — все те, кто должен был принять маши­ну, ее эксплуатировать. Все эти лю­ди уже имевшие многогранный опыт по наладке, ремонту подоб­ных агрегатов уже в процессе мон­тажа внесли более 150-ти предло­жений по обеспечению надежности работы оборудования, облегче­нию его эксплуатации.

Вместо ушедшего на пенсию Сергея Петровича Боровкова, пришел новый директор Иван Александрович Говорухин. Говорухин вел себя весьма независимо. С его приходом блоки Т-250 стали вводиться регулярно. Первый пускали в декабре 1979 года. Всесторонние знания особенностей этих машин имел главный инженер Нестор Иванович Серебряников. В практику монтажа внедрялось много нового. Одним из существенных нововведений стала парокислотная промывка и продувка труб – изобретение начальника химической службы Валентины Яковлевны Каплиной.

После того, как первый блок 250 МВт заработал надежно, освоение других (1980, 1981 гг) трудностей не составило.

За девять лет, прошедших после пуска пятого блока были введены только два водогрейных котла. Причина в том, что центр жилищного строительства города сместился южнее Очакова и вошел в зону новой «Южной» ТЭЦ. На ТЭЦ-25 строительство было приостановлено. Создавался центр тренажерной подготовки. Шестой блок ввели в марте 1990 года, а седьмой сдали в 1991 году. 

Г.В. Липенский. Мосэнерго. Эпохи становления.

Фотоподборка



Назад к списку очерков