АВАРИЙНОСТЬ НА СТАЛИНСКОЙ ТЭЦ ВО ВРЕМЯ ВОЙНЫ
Военное время легло тяжелым бременем на советскую промышленность. Электростанции перемещали, реконструировали, маскировали во время постоянных бомбежек и условий чрезвычайного положения. Все эти факторы влияли на функционирование ТЭЦ – станции работали в режиме высокой аварийности.
В те годы аварией квалифицировалось любое снижение электрической нагрузки продолжительностью более 16 ч, результатом которой был брак в работе. Например, в 1942 году из 38 аварий на ТЭЦ-11 32 произошли в котельном цехе. В расчете на год по этой причине было недовыработано 4,27% электроэнергии. Более чем суточная остановка котла для ликвидации «козла» тоже квалифицировалась как авария.
В обстановке существовавшего тогда острейшего дефицита в энергии устранение каждой аварийной ситуации всегда пытались обеспечить оперативно. Этим занимался ремонтный персонал.
Обычно при возникновении аварийной ситуации дежурный инженер старался как можно скорее предупредить о случившемся диспетчерскую службу Мосэнерго. К ремонтным работам приступали сразу. Сперва нужно было обнаружить причину сбоя рабочего процесса. Потом, если необходимо, отключить электрическое питание на необходимом участке. Рабочие часто проявляли истинный героизм, находясь в опасных для жизни условиях.
Большую опасность представлял московский уголь. Летучие горючие газы, образовывающиеся в ходе нагревания сырья, взрывоопасны. В конце 1942 года взрыв произошел в одной из сушильно-мельничной системы (СМС) первого котла. Всех удивило, что он случился по прошествии уже нескольких месяцев после перехода на новое сырье. Тогда рабочие уже привыкли к новым условиям работы. К тому времени воздушные тревоги и бомбежки столицы бы далеко позади, но первая мысль, которая посетила каждого, когда прогремел взрыв – «вражеская бомба угодила-таки прямо электростанцию». Из разорвавшихся клапанов в один момент потянулись тонны и тонны угольной пыли, в помещении наступила абсолютная темнота, ничего не было видно.