ПЕРВЫЙ РАБОТНИК МОСКОВСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ "ОБЩЕСТВА ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ОСВЕЩЕНИЯ"

с110.jpg


Александр Александрович Спицын родился 16 сентября 1855 года в Петербурге. Он получил хорошее по тем временам образование - в совершенстве владел немецким, французским и английским языками, закончил в Петербурге Техническую артиллерийскую школу и артиллерийское училище. 

Спицын получил электротехническое образование в Европе - закончил Телеграфную школу в Париже. Во время обучения в школе одновременно изучал практическую электротехнику на заводе Томаса Эдисона, где производились динамо-машины, лампы, провода и другие электротехнические изделия, необходимые для устройства электрического освещения. На заводе он познакомился с Зигмундом Шуккертом, учеником Эдисона. На Первой Всемирной технической выставке в Париже в 1881 году было представлено электротехническое оборудование фирмы «Эдисон».

Закончив обучение в 1883 году, Спицын приехал в Петербург как инженер представляющий фирму «Эдисон». С 1883 года он сотрудничает с фирмой «Сименс», так как Карл Сименс приобрел лицензию на использование в России ламп Эдисона и собирался начать строительство в Петербурге фабрики по производству электротехнического оборудования. При коронации Александра III Карл Сименс использует для иллюминации электрические лампочки и другое оборудование фирмы «Эдисон».

С июля 1887 года А.А. Спицын перешел в «Общество Электрического Освещения 1886 года», организованное Карлом Сименсом, и поехал в Москву как представитель Общества руководить работами по устройству Московской (Георгиевской) станции.

31 июля 1887 года правление «Общества электрического освещения 1886 года» заключило первый контракт на освещение частного владения в Москве. Первой заказчицей стала Лидия Аркадьевна Постникова, хозяйка здания Пассажа на углу Тверской улицы и Долгоруковского переулка, проводившая там масштабную реконструкцию. Все работы по устройству электрического освещения выполнил электротехник инженер Александр Александрович Спицын, который с помощью бригады рабочих, нанятых уже в Москве, установил локомобильную станцию, удивив московское общество электрическими эффектами. Семьи Постниковых и Спицыных дружили долгие годы, их имения в поселке Ильинский были рядом.

14 августа 1887 года Александр Александрович Спицын был принят на работу старшим техником (бывшим в то время единственным инженером- электротехником), полностью осуществлявшим инженерно-техническое руководство работами по строительству Московской (Георгиевской) электростанции. Станция вырабатывала постоянный ток напряжением 120 вольт, который поступал абонентам по подземным кабелям. После завершения строительства Георгиевской станции в 1888 году Александр Александрович Спицын был принят в действительные члены Императорского Русского Технического Общества (ИРТО) VI отдела (электротехнического).







004.jpg
До февраля 1891 года он осуществлял инженерно-техническое руководство работами по эксплуатации станции, затем, передав бразды правления Чеславу Киприановичу Скржинскому, уехал заграницу. В 1891-1892 годах он учился в одном из коммерческих училищ Парижа (в то время, в связи с бурным развитием промышленности, при коммерческих училищах были организованы курсы для специалистов в разных областях) и возобновил деловые отношения с Зигмундом Шуккертом.

Приехав из Европы в 1892 году, он приступил к работе в должности инженера в филиале фирмы «Шуккерт и Ко», находившейся в центре Петербурга под названием «Контора по устройству электрического освещения», которой в то время руководил инженер Б.А. Цейтшель.

27 июня 1892 года на территории будущего сада «Аквариум» в Москве открылась Первая московская электрическая выставка, организованная Комитетом Московского Отделения Технического Общества. Выставка проработала до 1 декабря 1892 года. Открывал ее Председатель Московского Отделения Технического Общества Савва Мамонтов.










«Из обширного участка земли, лежащего на пересечении Тверской и Садовой и принадлежащего действительному члену Московского Отделения Инженер-Технологу Матвею Семеновичу Малкиель, под выставку отведена была обширная площадь в 5000 квадр. сажень со всеми находящимися на ней зданиями, дворами и открытыми местами для прогулок; последние, в течение летнего сезона, были превращены в сады и асфальтированные площади, пересекаемые рельсовым путем, по которому публика каталась на вагончике, двигавшемся с помощью электрических аккумуляторов Владимирова. Здесь же был грот, освещенный лампочками накаливания, и место, с которого поднимался воздушный шар, по вечерам освещавшийся во время полета на протяжении нескольких верст электрическим прожектором Шукерта, установленным на крыше одного из домов.

Наконец, здесь же красовались и фонтаны, освещенные электричеством, которых гидравлические и электротехнические принадлежности были разработаны и выполнены при участии членов бюро выставки А.А. Спицына, М.С. Малкиеля, П.К. Энгельмейера и заводов Густава Листа и брат. Бромлей».




9.jpg

В семейном архиве сохранился Почетный Диплом Императорского технического общества Московского Отделения (со следующей записью: «за предоставленные Вами на первую электрическую выставку в Москве в 1892 году таблицы динамомашин №13 награждены отзывом поощрения (марта 8 дня 1893 года») .

В том же 1892 году Спицын, в должности инженера руководил устройством станций Большой Текстильной Мануфактуры в Ярославле и Твери, где использовал оборудование и материалы, изготовленные на фирме «Шуккерт и Ко» (в семейном архиве есть справка, выданная правлением фабрики Красный Перекоп от 9.06.1928 года, в которой подтверждается его работа по постройке и консультированию по вопросам эксплуатации вплоть до 1917 года).

В 1893 году Спицын, в должности «инженера-руководителя», приступил к устройству станций при московском Малом театре и оборудовании Большого и Малого театров электричеством. Эти станции были его любимыми детищами, так как здесь он имел возможность экспериментировать со световыми эффектами, как во время репетиций, так и во время представлений. Творческое сотрудничество с Большим и Малым театрами продолжалась вплоть до 1917 года.

В 1895 году А.А. Спицын, зарекомендовавший себя как опытный электротехник, был приглашен для устройства электрического освещения Кремлевских дворцов (в то время он был представителем «Конторы по устройству электрического освещения», которой руководил инженер Б.А. Цейтшель).

21 февраля 1896 года он был принят в члены Французской Национальной Академии сельского хозяйства производства и коммерции за представленные работы по устройству и эксплуатации электрической станции в Малом театре в Москве (диплом сохранился в семейном архиве).

В том же 1896 году Спицын принимал участие в подготовке иллюминации по случаю коронации Николая II. До 1899 года он оставался инженером Кремлевских дворцов.

В 1899 году было основано Русское акционерное общество «Шуккерт и Ко». Директором Московского Отделения Общества Зигмунд Шуккерт назначил Александра Александровича Спицына. Этот пост он занимал до 1911 года. С 1912 года, после слияния компаний Сименса и Шуккерта, пост директора Московского Отделения Общества «Сименс-Шуккерт» занимал Л.Б. Красин.


8.jpg
В 1899 году Спицын принимал участие в подготовке и организации Первого Всероссийского Электротехнического Съезда, состоявшегося в Петербурге. Он также являлся действительным членом электротехнических съездов как до, так и после Октябрьской революции (с Первого по Девятый съезды).

А.А. Спицын, как и все передовые люди своего времени, понимал необходимость электрификации России, ратовал за доступность высшего электротехнического образования, состоял в комиссии по техническому обучению, при ИРТО (Императорское Русское техническое общество ). Он обосновывал необходимость создания высшей электротехнической школы в России, по образцу Парижа и Льежа. В 1910 году, после Пятого Всероссийского Электротехнического Съезда, в составе инициативной группы готовил документы о создании в Москве Высших Электротехнических Курсов (М.В.Э.К.), так как высшее электротехническое образование в то время можно было получить только за границей. От имени оргкомитета М.В.Э.К. принимал участие в подготовке прошения к императору Николаю II о высочайшем одобрении и выделении средств. Вручили прошение Московский городской голова - Н.И. Гучков и А.А. Спицын, но, к сожалению, положительный ответ не был получен.


А.А. Спицын был также одним из членов-учредителей «Леденцовского общества», просуществовавшего с 1909 по 1917 год ( в семейном архиве сохранился диплом).




Из журнала «Химия и жизнь», №4, 2013 год №4:

«Сын вологодского купца Христофор Семенович Леденцов (1842—1907) - одни из самых богатых представителей купеческого сословия. Сам он был хорошо образован, знал восемь языков, много путешествовал по Западной Европе. Личная библиотека Леденцова насчитывала несколько тысяч томов научной литературы. Немалые суммы Х.С. Леденцов тратил на благотворительность. Но мечтой его было «Общество друзей человечества». Будучи далеким от науки, он мучительно искал форму для своей идеи, чтобы она могла стать жизнеспособной и плодотворной. «Путешествуя за границей, он встречался с известными учеными Англии, Франции, Швейцарии. Несомненно, эти встречи произвели сильное впечатление на Христофора Семеновича, отразились на его взглядах на науку как на средство, ведущее к благу человечества», — пишет В.Рыбников, биограф Леденцова. На родине он обращался за консультациями к известнейшим общественным деятелям — Н.В. Бугаеву, М.М. Ковалевскому, К.А. Тимирязеву, И.И. Мечникову, Л.Н. Толстому, к заслуженным профессорам Московского университета. Наконец судьба свела его с Н.А. Умовым, президентом старейшего московского Общества испытателей природы. Он верно истолковал намерения Леденцова и стал его добрым гением. В посмертных бумагах Леденцова найден черновик проекта устава Общества, о котором он мечтал, с пометками, дополнениями и замечаниями, сделанными рукой Николая Алексеевича. «Можно с достоверностью утверждать, что Х.С. Леденцов не только представил Н.А. Умову эту рукопись для просмотра и редакции, но что и самый черновик написан им под влиянием Николая Алексеевича после всестороннего обсуждения основной идеи задуманного учреждения», — писал впоследствии С.А. Федоров, председатель Общества им Х.С. Леденцова. С 1903 года к учреждению Общества друзей человечества подключается директор Императорского Московского технического училища (ИМТУ), заслуженный профессор Семен Андреевич Федоров. Началось обсуждение проекта устава в узком круге учредителей, определенных Леденцовым. Согласно уставу, Общество учреждалось при Императорском Московском университете (ИМУ) и ИМТУ. Управление делами возлагалось на совет Общества, в который входили четыре профессора университета, избираемые физико-математическим факультетом ИМУ, и четыре профессора училища, избираемые учебным комитетом ИМТУ, а также ректор ИМУ и директор ИМТУ. Остальных членов совета (всего 16 человек) выбирали на годичном собрании Общества. Совет определял смету доходов и расходов на предстоящий год, которую утверждало годичное собрание. Согласно воле Леденцова, расходы производились из процентов с неприкосновенного капитала и из других денежных сумм, поступающих в Общество, причем почтовые, канцелярские и издательские расходы не должны были превышать 10% доходов. Совет избирали на три года. Действительными членами Общества могли стать те, кто заявил о себе трудами в области естествознания, техники или промышленности. Леденцов умер в Женеве от продолжительной болезни в марте 1907 года. По духовному завещанию, все огромное движимое и недвижимое имущество Леденцова (почти два миллиона золотом) было оставлено в качестве неприкосновенного капитала на цели учреждения Общества. Один из душеприказчиков, профессор С.А. Федоров, завершил начатое дело. 24 февраля 1909 года министерство утвердило устав, а первое организационное собрание Общества состоялось 17 мая 1909 года. На первом собрании, на котором присутствовал цвет русской науки и предпринимательства, избрали совет Общества. В него вошли Н.Е. Жуковский, П.Н. Лебедев, И.А. Каблуков, Н.А. Умов, В.И. Гриневецкий и другие. Председателем совета стал С.А. Федоров. Состав действительных членов впечатляет: Н.Д. Зелинский и В.И. Вернадский, П.К. Худяков и С.А. Чаплыгин, А.Е. Чичибабин и Л.А. Чугаев, А.М. Бочвар и В.В. Зворыкин, Д.Н. Прянишников и др. Всего 120 человек. Среди почетных членов — Н.Е. Жуковский, И.И. Мечников, К.А. Тимирязев. К 1917 году Общество объединяло уже 290 человек, к нему примкнули влиятельные промышленники и известные государственные и общественные деятели — С.Н. Третьяков, Д.П. Рябушинский, Н.Д. и П.А. Морозовы, В.И. Ковалевский и др. Общество просуществовало всего лишь девять лет. Но сколько полезных и значимых дел оно успело сделать для пользы отечества! Используя нынешние термины, эффективность расходования средств Общества Леденцова была высочайшей. Своей помощью оно охватывало фундаментальные и прикладные исследования всех естественных наук, технологические и конструкторские работы, изобретательство в самых разных сферах».




После революции 1917 года А.А. Спицын переехал из Москвы в имение «Спицыно» в поселке Ильинский Бронницкого уезда.

После встречи с В.И. Лениным, организованной Л.Б. Красиным, с августа 1919 года по март 1924 года А.А. Спицын работал заместителем директора Промышленно-Показательной Выставки ВСНХ и одновременно являлся начальником электротехнического отдела выставки. В 1925 году был сформирован Государственный Электротехнический Трест (ГЭТ) ВСНХ СССР, где он работал с 1925 года до выхода на пенсию в 1930 году в должности инженера.

А.А. Спицын умер 24 июня 1939 году в сторожке дома, расположенной на территории имения «Спицыно», куда в 1934 году переселился с семьей, в связи со сложившимися обстоятельствами. Был похоронен на Быковском кладбище, могила не сохранилась, так как на территории кладбища во время Великой Отечественной войны были установлены зенитные установки.

1.jpg

С 1934 года дом с большим участком земли (в поселке Ильинский) перешел во владение Коминтерна. В то время в доме проживала с маленькой дочкой сестра болгарского коммуниста Георгия Димитрова.

После войны в доме разместился детский сад, принадлежавший управлению делами МГК КПСС. Потом домовладение с большим участком земли перешло во владение хозяйственного управления газеты «Московская правда». 

Вскоре землю приватизировали сотрудники управления и построили собственные дома, а в старом доме поселили две семьи, которые уже не имеют возможности содержать дом в надлежащем порядке, но он по-прежнему радует прохожих своей искусной деревянной резьбой. Иногда местные старожилы останавливаются и вспоминают, что в этом доме жил когда-то известный инженер-электротехник, но это происходит сейчас все реже и реже.

 Сегодня даже распространена в поселке легенда, что в доме жил инженер-электротехник немец Шпиц, которого большевики после революции расстреляли.




Назад к списку очерков