ОСВОЕНИЕ СУШКИ УГЛЯ ВО ВЗВЕШЕННОМ СОСТОЯНИИ И ИНДИВИДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПЫЛЕПРИГОТОВЛЕНИЯ С ПРОМЕЖУТОЧНЫМИ БУНКЕРАМИ НА СТАЛИНОГОРСКОЙ ГРЭС
В связи с ростом электрической нагрузки системы уже в 1927 г. Мосэнерго поставило вопрос о необходимости постройки новой крупной электростанции. Детальные технико-экономические расчеты показали выгодность сооружения Сталиногорской ГРЭС (Новомосковская ГРЭС-10, с 1959 года в составе ОАО «Тулэнерго») в районе наиболее мощного залегания подмосковного угля. Постановлением от 4 сентября 1929 г. Совет Труда и Обороны утвердил строительство первой очереди станции мощностью 150 тыс. квт и полную ее мощность 300 тыс. квт. Это была грандиозная по тем временам мощность, так как к началу 1929 г. в СССР не было ни одной электростанции мощностью в 100 тыс. квт, а установленная мощность всех электростанций системы Мосэнерго в сумме составляла 262 тыс. квт. К концу 1930 г. на основании проделанной к тому времени проектной работы было решено увеличить мощность первой очереди до 200 тыс. квт и всей станции до 400 тыс. квт.
В период разработки проекта Сталиногорской ГРЭС эксплуатационный опыт освоения подмосковного угля по первой очереди Каширской электростанции был совершенно недостаточен как вследствие непродолжительности работы, так и малого масштаба установки по сравнению со Сталиногорской ГРЭС. Имевшийся к тому времени опыт проектирования второй очереди Каширской ГРЭС показал, что принятая для этой станции центральная система пылеприготовления достаточно сложна, требует большого количества оборудования, металла, строительных материалов и значительных капитальных затрат. Между тем в условиях быстрой индустриализации страны, в особенности на ее первом этапе, оборудование и материалы были крайне дефицитны и требовалось максимально экономить на капиталовложениях, в первую очередь валютных.
Развитие к этому времени конструкции вентилируемых мельниц создало возможность значительно сократить объем предварительной (до размола) подсушки угля, но не позволяло еще полностью отказаться от нее. К этому времени стал известен способ сушки влажного угля во взвешенном состоянии в восходящем потоке дымовых газов высокой температуры (500—800° С). Для проверки этого способа применительно к подмосковному углю были организованы опыты и сооружены три экспериментальные установки.
Медлительность в изготовлении и испытании этих установок препятствовала окончанию технического проекта электростанции и началу строительных работ по сооружению главного корпуса. Поэтому в 1930—1931 гг. был сделан проект сушильного завода с паровыми сушилками, аналогичными установленным на Каширской ГРЭС. В отличие от последней, где сушка подмосковного угля производилась до влажности 14—16%, в проекте Сталиногорской ГРЭС предполагалось сушить уголь только до влажности 20—25%. За счет этого значительно сокращалось необходимое количество паровых сушилок, которые можно было получить тогда только из-за границы. Барабанно-шаровые мельницы устанавливались индивидуально две на каждом котле, по схеме с промежуточными бункерами пыли с дополнительной сушкой угля в процессе размола горячим воздухом.
В середине 1931 г. были получены результаты испытания экспериментальных установок по сушке угля во взвешенном состоянии во ВТИ и на Каширской ГРЭС.
Положительные результаты испытаний вновь поставили в повестку дня вопрос о применении на Сталиногорской ГРЭС нового способа сушки. Проектная проработка показала, что затрата металла на оборудование для сушки угля во взвешенном состоянии для первой очереди электростанции составит 850 г вместо 2 200 т, необходимых для сооружения сушильного завода.
Кроме того, оборудование для сушки во взвешенном состоянии весьма простое и может быть целиком изготовлено в Советском Союзе, в значительной части самим строительством, тогда как общая стоимость импортного оборудования сушильного завода составляла по предложениям инофирм 660 тыс. руб. золотом. Вследствие компактности оборудования для сушки во взвешенном состоянии оно располагалось непосредственно у мельниц и отпадала надобность в сооружении специального здания сушильного завода. В начале 1932 г. было прекращено проектирование сушильного завода и начато проектирование сушки угля во взвешенном состоянии.
Скудность опытных и отсутствие эксплуатационных данных по сушке угля во взвешенном состоянии, серьезная значимость установки для такой крупной электростанции, как Сталиногорская, широко распространенный скептицизм и недоверие к новому принципу сушки угля, заставили проектировщиков особо тщательно и продуманно разработать схему и конструктивное оформление установки, пойти на некоторые перестраховки и известное усложнение ее с тем, чтобы уменьшить технический риск, связанный с применением нового, не проверенного в эксплуатации принципа сушки.
При выборе схемы сушки во взвешенном состоянии прорабатывалась также схема сушки по разомкнутому циклу. Расчеты показали возможность повышения к.п.д. котельной на 1,5—2% по сравнению с замкнутым циклом. Однако значительные затраты на пылеуловители, отсутствие в то время надежных конструкций аппаратов для очистки газов от пыли и опасность сильного загрязнения атмосферы и окружающей территории угольной пылью послужили причиной отказа от применения разомкнутого цикла сушки угля -во взвешенном состоянии.
Одновременно с разработкой проекта сушки угля был заново разработан проект угле-подачи с учетом опыта, накопленного к тому времени на Каширской ГРЭС. Весь тракт углеподачи был утеплен и было предусмотрено надлежащее отопление для предупреждения намерзания и налипания угля на механизмы углеподачи, а также для создания благоприятных условий работы обслуживающему персоналу. Для дробления угля применены молотковые дробилки, более пригодные для мелкого дробления угля, чем вальцовые.
Серьезным техническим вопросом, который необходимо было разрешить при проектировании Сталиногорской ГРЭС, являлся выбор типа топки. Установленные на второй очереди Каширской ГРЭС топки с плитками Бейли, являясь дорогим решением, не обеспечивали бес-шлаковочной работы топки и не могли в то время в короткие сроки быть изготовлены в Советском Союзе. Было принято решение о применении топок с открытыми экранами союзного изготовления.
Поперечный разрез Сталиногорской ГРЭС
Пуск 24 августа 1934 г. и пробная эксплуатация первого котла (№ 4) Сталиногорской ГРЭС подтвердили правильность проектного решения сушки угля. С первого момента пуска сушильная установка показала свою работоспособность и надежность. Проектная производительность установки 28 т/ч в короткий срок была значительно перекрыта. Завезенный на станцию на случай затруднений с пуском сушильной установки донецкий уголь не был использован. Эксплуатация сушильной установки показала, что многие опасения при проектировании были излишними и сушильная установка может быть значительно упрощена. В итоге пришли к трехвентиляторной схеме пылеприготовления, которая нашла применение на всех котлах первой очереди Сталиногорской ГРЭС и первых котлах ТЭЦ №11 Мосэнерго. Комитет по местным топливам Главэнерго в январе 1935 г., заслушав ряд сообщений о предварительных результатах наладки топливоподачи, системы сушки, размола и сжигания подмосковного угля на Сталиногорской ГРЭС, дал следующую оценку достигнутым результатам:
«Признать, что наладочный период работы Сталиногорской ГРЭС показал, что советской энергетикой одержана крупная победа в использовании подмосковного угля, заключающаяся в создании и освоении в короткий срок крупнейшей в мире промышленной комбинированной установки для сушки подмосковного угля во взвешенном состоянии по замкнутому циклу».
В течение последующего периода до Отечественной войны техника сушки, размола и сжигания как подмосковного, так и других бурых углей развивалась в Советском Союзе на базе опыта Сталиногорской ГРЭС. В начальный период освоения пылевидного сжигания угольная пыль подмосковного угля считалась взрывобезопасной из-за высокой зольности, а также достаточно большой влажности. При вентиляции мельниц горячим воздухом начали происходить взрывы пыли, которая откладывалась в прямых и тупиковых участках системы пылеприготовления и пересушивалась. В связи с этим были внесены изменения в конструкцию пылепроводов и режимы эксплуатации пылеприготовительного оборудования, исключающие возможность отложений, пересушки и тления пыли, взвихривания ее и возникновения взрывов. Опыт Сталиногорской и других электростанций Мосэнерго был использован для составления правил взрывобезопасности в пылеприготовительных установках и при работе котлов на пыли. Дальнейшее совершенствование пылеприготовления происходило в направлении ликвидации лишних элементов и все большего упрощения схемы, уменьшения сопротивления тракта, устранения источников присоса воздуха, сокращения расхода электроэнергии на сушку, размол и транспорт пыли.
На второй очереди Сталиногорской ГРЭС уже применялась более простая двухвентиля-торная схема пылеприготовления. В этой схеме сушка угля в трубе-сушилке и в мельнице производится последовательно одним и тем же потоком газов и отпадает надобность и в сушильном циклоне для осаждения сушонки из потока газов после трубы-сушилки. Работа мельницы на инертных дымовых газах и значительно взрывобезопаснее, чем при вентиляции горячим воздухом.
Получила развитие также техника сжигания пыли подмосковного угля. На первых пяти котлах, пущенных в эксплуатацию в течение 1934—1936 гг., экранирование стен топочной камеры было неполное. Из-за опасений неустойчивости факела и плохого воспламенения пыли шаг труб экранов был выбран большой—150 и 200 мм при диаметре труб 83 мм. Нижняя часть фронтовой стены топки, на которой расположены круглые, турбулентные горелки, не была экранирована. Низ топки был перекрыт гранулятором, что при шлаковании топки и обвале более крупных «глыб шлака приводило к повреждению труб гранулятора.
Вид Сталиногорской ГРЭС, 1935 год.
Начиная с котла № 6, введенного в эксплуатацию в 1937 г., на Сталиногорской ГРЭС устанавливались секционные котлы ЛМЗ с о полностью экранированной топкой, с шагом экранных труб 100 мм, с холодной воронкой. Щелевые горелки располагались по четырем углам топки и обеспечивали тангенциальное направление факелов по отношению к центральной окружности в топке. В 1940 г. был установлен котел № 11 и мощность Сталиногорской ГРЭС достигла 350 тыс. квт.
Наладка и освоение оборудования Сталиногорской ГРЭС характерны тем, что впервые изготовленное отечественными заводами энергетическое оборудование обладало еще серьезными недостатками, персонал электростанции не имел еще производственного опыта и навыков, производственная дисциплина не была еще в должной мере обеспечена.
Технико-экономические показатели котельного цеха Сталиногорской ГРЭС в довоенный период
Наименование показателей |
1935 г. |
1938 г. |
1939 г. |
1940 г. |
1941 г. |
Средняя нагрузка котлов, т/ч
|
118 |
135,7 |
139,7 |
145,5 |
154,5 |
С02 за котлом, %
|
10,8 |
14,2 |
13,91 |
13,35 |
13,63 |
Температура уходящих газов, 0 С
|
239 |
257 |
257 |
245,2 |
234,5 |
Коэффициент полезного действия брутто, %
|
80,86 |
81,56 |
82,11 |
82,76 |
82,92 |
Коэффициент полезного действия нетто, %
|
74,6 |
81,2 |
81,25 |
80,87 |
80,73 |
Коэффициент использования мощности котлов, %
|
61,8 |
_ |
80,09 |
83,69 |
83,33 |
Производительность сушильно-мельничных систем, т\ч
|
24,55 |
35,9 |
33,88 |
32,7 |
36,55 |
Удельный расход электроэнергии на пыле-
|
— |
19,12 |
18,4 |
19,91 |
16,79 |
Схемы пылеприготовления для подмосковного угля.
а—трехвентиляторная;
б—двухвентиляторная;
в—с нисходящей сушкой;
г—с двойной газовой сушкой;
д—со 100%-ным сбросом;
I—труба-сушилка;
II—бункер сырого угля;
III—циклон сушонки;
IV—сушильный вентилятор;
V—мельница; VI—сепаратор;
VII—мельничный вентилятор;
VIII—вентилятор первичного воздуха;
IX—бункер пыли;
X—горелки;
XI—сброс;
XII—забор газов:
XIII—циклон пыли.
Наладка котельного оборудования осложнялась недостатком котельной мощности, так как до пуска котла № 11 ввод котельной мощности систематически отставал от ввода турбинной мощности на станции. Из-за неналаженности режима топки сильно шлаковались. Тонина помола пыли поддерживалась высокой, с остатком на сите 200 мк—1,8—2,4%. Расход электроэнергии на пылеприготовление составлял 25 квт-ч/т. По мере наладки и усовершенствования оборудования и повышения квалификации персонала технико-экономические показатели котельного цеха постепенно улучшались. Отечественная война прервала работу по дальнейшей наладке электростанции. Осенью 1941 г. был произведен демонтаж части оборудования Сталиногорской ГРЭС (турбогенераторы № 3, 4, 5 и 6, частично № 2, котел № 11 и значительное количество вспомогательного оборудования). В период временной оккупации Сталиногорска немецкими захватчиками (с 21 ноября по 12 декабря 1941 г.) электростанция была полностью разрушена.