ИЗОЛЯТОРЫ
В XIX веке электричество шагнуло из научных лабораторий в мир повседневного практического применения. Сначала по Земле потянулись провода линий электромагнитного телеграфа, а затем электрическая энергия стала освещать города, приводить в движение станки, трамваи и даже бытовую технику. Само собой, электричество нужно было каким-то образом доставить от электростанции к потребителю: необходимо было проложить линии электропередачи (ЛЭП). Рациональных решений нашлось два – проложить подземный кабель, либо протянуть провода по столбам и прочим опорам. В последнем случае речь идёт о так называемых воздушных линиях (ВЛ). При прокладке ВЛ можно было значительно сэкономить, особенно если использовать оголённые провода. Но оголённые провода нельзя подвешивать к опорам просто так – ведь тогда может возникнуть короткое замыкание. Чтобы такого не произошло, используют специальные приспособления – линейные изоляторы.
Линейный изолятор представляет из себя устройство, специально приспособленное для удобного и прочного крепления проводов и их надёжной электрической изоляции от опор. Конструкции линейных изоляторов разнообразны и варьируются от простых изоляторов-“стаканчиков” для сельских ЛЭП до больших составных изоляторов для магистральных линий с напряжением в полмиллиона вольт и более. Материалами для изоляторов традиционно служат фарфор и стекло, а в последние десятилетия также и различные композиты. Многие конструкции предусматривают специальную арматуру для сопряжения изоляторов с опорами, проводами и друг с другом. В любом случае, к наиболее важным качествам изоляторов относится одновременно электрическая и механическая прочность, которая должна сохраняться в любую погоду.
Поначалу районы снабжения электростанций редко превышали несколько городских кварталов. В этом случае электричество могло передаваться потребителям при сравнительно низком напряжении, в том числе и при "бытовых" 110-250 В. Воздушные линии такого напряжения конструктивно практически не отличались от телеграфных и телефонных линий. На них применялись так называемые штыревые изоляторы – в большинстве случаев совершенно те же самые, что и на линиях связи. Ниже представлены два подобных изолятора конца XIX – начала XX века из собрания музея.


Дата изготовления |
1890-е – 1910-е |
Производитель |
Товарищество М. С. Кузнецова |
Модель или марка |
Большой телеграфный (с ушками) |
Описание |
Штыревой изолятор для линий связи и ЛЭП напряжением до 500 В. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с глазурью белого цвета. Размер – 85х145 мм. |
Место находки |
Ярославль |

Дата изготовления |
1890-е |
Производитель |
Товарищество М. С. Кузнецова |
Модель или марка |
Малый телеграфный |
Описание |
Штыревой изолятор для линий связи и ЛЭП напряжением до 500 В на крюке для крепления к деревянным опорам. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с глазурью белого цвета. Размер – 85х112 мм. Крюк кованный, квадратного сечения, с винтовой нарезкой для вворачивания в опоры. |
Место находки |
Сарай императорских поездов Варшавского вокзала, Санкт-Петербург. |
С развитием электростанций и электросетей в самом конце XIX века возникла необходимость передавать электроэнергию при напряжении в несколько тысяч вольт и более. С ростом напряжения обнаружилось, что телеграфные изоляторы плохо подходят для линий электропередачи. Поэтому появились модернизированные конструкции, учитывающие особенности работы изоляторов при высоком напряжении. В изменённом виде подобные конструкции применяются до наших дней. Ниже представлен современный вариант штыревого изолятора для ЛЭП напряжением 6-10 кВ.

Дата изготовления |
1980-е – 1990-е |
Производитель |
ЮУАИЗ (предположительно) |
Модель или марка |
ШФ-10Г |
Описание |
Штыревой изолятор для ЛЭП 6-10 кВ. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с глазурью коричневого цвета. |
В начале XX века напряжения ЛЭП уже измерялись десятками киловольт. Штыревые изоляторы для таких линий подходили плохо, так как становились слишком громоздкими и хрупкими. В 1907-1910 годах различными инженерами были предложены конструкции подвесных изоляторов и сопутствующей арматуры для монтажа проводов на высоковольтных ЛЭП. Наибольшее распространение получили тарельчатые изоляторы с шарнирным сопряжением системы Артура Остина. Данная конструкция широко используется по сей день. В собрании музея Мосэнерго имеется коллекция подвесных тарельчатых изоляторов, использовавшихся в высоковольтных сетях МОГЭС и Мосэнерго в различные годы, начиная с периода ГОЭЛРО.


Дата изготовления |
1919-1921 |
Производитель |
Porzellanfabrik Hermsdorf (Германия) |
Модель или марка |
J2237 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением для монтажа в натяжных гирляндах. Гарантированная механическая нагрузка – до 4.8 т. с. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой, закреплённой с помощью портландцемента. Глазурь белого цвета. |
Место находки |
Демонтирован в ходе замены изоляции на ЛЭП 35 кВ Классон – Большие Дворы в 2010 году. |


Дата изготовления |
1927 |
Производитель |
Ph. Rosenthal & CO (Германия) |
Модель или марка |
K-10860 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Стержень закреплён по системе Kegelkopf без использования цемента. Гарантированная механическая нагрузка – до 4 т. с. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой. Глазурь зелёного цвета. |
Место находки |
Демонтирован с заброшенной анкерной опоры ЛЭП 35 кВ Пушкино-Пирогово в д. Мамонтовка в 2010 году. |


Дата изготовления |
1927 |
Производитель |
HESCHO (Германия) |
Модель или марка |
HA-292/Mt-1175 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Стержень закреплён по системе Kugelkopf без использования цемента. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой. Глазурь зелёного цвета. |
Место находки |
Найден в Измайловском парке на трассе ЛЭП 110 кВ Шатура-Истомкино-Измайлово 2009 году. |


Дата изготовления |
1929 |
Производитель |
Завод “Изолятор” (под маркой ГЭТ) |
Модель или марка |
ПГ-22 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Гарантированная механическая нагрузка – до 4.5 т. с. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой. Глазурь белого цвета. Стержень закреплён свинцово-сурьмовым сплавом с наполнителем из металлических опилок. |
Место находки |
Найден на ЛЭП 110 кВ Голутвин-Озёры в 2009 году. |


Дата изготовления |
1930-31 |
Производитель |
Завод “Изолятор” (под маркой ГЭТ) |
Модель или марка |
ПГ-22 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Гарантированная механическая нагрузка – до 4.5 т. с. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой. Глазурь коричневого цвета. Стержень закреплён свинцово-сурьмовым сплавом с наполнителем из металлических опилок. |
Место находки |
Найден на ЛЭП 110 кВ Кашира-Новомосковск (1932 год постройки). |


Дата изготовления |
1926 |
Производитель |
Norden A/S (Дания) |
Модель или марка |
|
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой. Глазурь зелёного цвета. Стержень закреплён по системе Untra без использования портландцемента. |
Место находки |
Демонтирован с заброшенной анкерной опоры ЛЭП 35 кВ Пушкино-Пирогово в д. Мамонтовка в 2010 году. |

Дата изготовления |
1960-е |
Производитель |
Львовский АИЗ |
Модель или марка |
ПС-4.5 (ПС-6) |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Первая модель стеклянного подвесного изолятора производства СССР. Гарантированная механическая нагрузка – до 4.5 т. с. |
Материалы |
Стеклянная изолирующая деталь с металлической арматурой, закреплённой при помощи портландцемента. |
Место находки |
Найден под опорой ЛЭП 110 кВ на берегу Деривационного канала в Москве в 2008 году. |


Дата изготовления |
1944 |
Производитель |
Locke (США) |
Модель или марка |
ПС-4.5 (ПС-6) |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. Поставлен в СССР по Ленд-лизу в 1944 году. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой, закреплённой при помощи портландцемента. Глазурь палевая, с красноватым оттенком. |
Место находки |
Найден под опорой ЛЭП 220 кВ Москва-Новомосковск в 2010 году. Одна из двух цепей линии была смонтирована на изоляторах Locke. |


Дата изготовления |
Начало 1950-х |
Производитель |
Славянский АИЗ (фарфор и сборка), Харцызский завод электроарматуры (металлическая арматура) |
Модель или марка |
ПЦ-4.5 |
Описание |
Тарельчатый изолятор (элемент гирлянды) с шарнирным сопряжением. |
Материалы |
Фарфоровая изолирующая деталь с металлической арматурой, закреплённой при помощи портландцемента. Коричневая глазурь. |
Место находки |
Демонтирован в ходе замены изоляции на ЛЭП 35 кВ Классон – Большие Дворы в 2010 году. |