ТЭЦ-11 В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Решение о сооружении Дангауэровской угольной электростанции (ТЭЦ-11) было принято июльским Пленумом ЦК ВКП(б) 1931 года. Новую станцию нужно было строить рядом с крупными потребителями тепловой и электрической энергии – металлургическим заводом «Серп и Молот», предприятиями по выпуску кабелей, «Компрессор», «Радиоприбор», ЗАТЭМ, электродным заводом, «Нефтегаз» и др.


12.jpg


Местом возведения стал граничащий с Дангауэровской слободой пустырь на восточной окраине Москвы. Строительная площадка с одной стороны примыкала к Московско-Рязанской железной дороге, с другой – к бывшему Владимирскому тракту (сегодня – шоссе Энтузиастов). Для строительства ТЭЦ городу пришлось снести минеральностроительный завод, базисный склад Нефтесиндиката и ряд жилых строений.

В 1932 году велись земляные работы под строительство главного корпуса и топливоподачи. Работы по рытью котлована проводились вручную: копали лопатами, грунт выносили на носилках, вывозили на тачках и грабарках. Одновременно со строительством ТЭЦ велось строительство бараков и домов для переселения жителей сносимого жилья. На территории был сооружен примитивный бетонный завод для подготовки бетона.

ТЭЦ-11 была спроектирована под использование подмосковного угля влажностью 35 %, содержанием серы 2,35 %, золы 22 %. 

Первоначально использовали донецкий уголь, с 1957 года перешли на сжигание природного газа. 

Дымовая труба была самой высокой в то время в СССР – 120 м.

На ТЭЦ-11 при теплофикации впервые в СССР применены трубы диаметром 16 дюймов.
В 1935 году введен турбогенератор АТ-25-1 мощностью 25 МВт и котел производительностью 220 т/ч. В ноябре 1935 года – второй котел, в 1936 году – вторая турбина, в 1938 году – третий котел и третья турбина. Конструкция этих турбин была разработана Ленинградским металлическим заводом самостоятельно, на основе накопленного опыта, и имела ряд оригинальных решений. По своей мощности эти турбины с регулируемым отбором пара являлись крупнейшими в мире.



В 1930-х годах ТЭЦ называли «Дангауэровской» по названию слободы, возникшей при котельном заводе Дангауэра и Кайзера («Компрессор»). 

Позднее ТЭЦ стала упоминаться как «Сталинская» по названию района, на территории которого она была расположена, а потом стала ТЭЦ-11. 

С 1977 года – ТЭЦ-11 носит имя М.Я. Уфаева. 




Ф.27.ед.хр.3_ПИ_К_01 (14) — копия.jpg



К началу Великой Отечественной войны на ТЭЦ было установлено четыре турбины среднего давления общей мощностью 100 тыс. кВт и четыре котла общей паропроизводительностью 620 т/ч.

На 1 января 1941 г. показатели тепловых сетей от ТЭЦ-11 выглядели следующим образом: протяженность тепловых сетей — 29,78 км, труб — 63,64 км, число абонентов — 50 (самый крупный — завод «Серп и молот», присоединен в 1940 г.), мощность — 74,61 тыс. Гкал/ч, теплоплотность — 5,87 тыс. Гкал/км2.

В течение первой недели после начала войны в Красную армию было мобилизовано более половины основных специалистов ТЭЦ — машинистов турбин, паровых котлов, ремонтников. С 28 июня ТЭЦ перешла на 12-часовой график работы. Этот график оставался неизменным все годы войны.

Особое внимание было уделено светомаскировке. Проемы прикрывали деревянными щитами, закладывали мешками с песком. Кровлю здания разрисовали зеленожелтыми разводами, чтобы дезориентировать немецких летчиков.

Под главным зданием был сооружен железобетонный подвал. В нём размещался станционный штаб МПВО и одновременно он являлся бомбоубежищем. У каждой турбины были сделаны индивидуальные убежища из отрезков металлической трубы.

Осенью, когда ухудшилась обстановка на фронте, станция была заминирована.

В первой половине октября персоналу ТЭЦ была выдана заработная плата за несколько месяцев вперед и вместо хлеба — мука. В котельной была сожжена станционная документация.

По решению правительства в конце осени 1941 г. турбогенератор № 4 мощностью 25 тыс. кВт и котел № 4 паропроизводительностью 160 т/ч были демонтированы.

В июне — августе 1942 г. турбина была отправлена на Безыменскую ТЭЦ Особстроя НКВД Куйбышевской области, котел — на строящийся Норильский комбинат в Красноярский край.

В ноябре 1941 г. при налётах вражеской авиации были причинены разрушения объектам, принадлежащим ТЭЦ: 12 фибролитовым жилым домам на Соколиной горе; кирпичному девятиэтажному дому (№ 114а) на шоссе Энтузиастов (10 % окон), кирпичному пятиэтажному дому по Гальяновской улице (60 % окон), двухэтажному деревянному каркасному дому (№ 130) по шоссе Энтузиастов (20 % стен), материальному складу (40 % кровли); главному водоводу на участке между Ленинской и Дзержинской железными дорогами (50 м), железнодорожной ветке ТЭЦ на станции Москва-Сортировочная Ленинской железной дороги (20 м, повреждена стрелка).

В третьем квартале 1941 г. из-за снижения нагрузок во время воздушных тевог, а также из-за отсутствия угля выработка электроэнергии снизилась до 71,64 млн кВт.ч. На конец 1941 г. располагаемая мощность станции составляла 75 тыс. кВт и 460 т/час. Персонал ТЭЦ-11 осенью 1941 г. участвовал в строительстве оборонительных сооружений. Лучшие токари электростанции С.Д. Абрашин, Н.А. Алексанов, из турбинного цеха — Н. Головкин, А. Савичев были направлены на ТЭЦ-9 в мастерские по ремонту военной техники и производству боеприпасов.

В 1941—1942 гг. станция испытывала большие трудности с топливоснабжением и вынуждена была сжигать вместо проектного донецкого угля марки «Т», угли разных марок, к которым оборудование котельных не было приспособлено.

Снабжение топливом происходило в военные годы прямо с колес вагонов и с большими перебоями. В связи с затруднениями по топливоснабжению и общим дефицитом мощности, система была вынуждена работать некоторое время с пониженной частотой, что вызвало ряд аварий, в том числе, 27 февраля 1942 г. на ТЭЦ-11.

Из-за недостатка топлива в 1941 г. ТЭЦ недовыработала 48 млн кВт.ч электроэнергии. В ноябре станция получила угля на 30 %, а в декабре — на 36 % меньше, чем полагалось по плану. На 1 января 1941 г. остаток угля на складе составил около 3 тыс. т.

С января 1942 г. станция была вынуждена сжигать антрацитовый штыб разных марок. Из-за перебоев в снабжении углем только в первом квартале 1942 г. имели место 53 пуска-останова котлов и 46 — турбин. На 1 января 1943 г. остаток угля на складе составил всего 30 тонн. Освобожденный в результате разгрома немцев под стенами столицы подмосковный угольный бассейн спешно возрождался к жизни.

27 июня 1942 г. Народный комиссариат электростанций издал приказ № 100а о переводе ТЭЦ-11 на сжигание подмосковного угля.

Длившийся более года переходный период оказался особенно тяжелым. Поскольку подмосковный уголь в 3 раза менее калориен, чем донецкий тощий, его требовалось сжигать втрое больше, чтобы обеспечить равенство показателей в паропроизводительности котлов. На практике достигнуть желаемого результата без коренной реконструкции оборудования было невозможно.

Сжигание большего объема топлива вело к образованию больших объемов уходящих газов, с выбросом которых существующие дымососы справиться не могли. Резко повысились скорости прохождения газов по газоходам котла. Потребовалось уменьшение площадей поверхностей нагрева пароперегревателей, так как температура пара могла превысить допустимые нормы. А при высокой влажности угля (32—33%) настоятельно требовалась организация его сушки перед размолом, а сам размол возросших его количеств в мельницах, имевших ослабленные редукторы, тоже оказался невозможным. Пока сжигался малозольный тощий уголь, шлак из-под топок котлов — его образовывалось сравнительно немного — вывозился в опрокидывающихся вагонетках вручную или с применением конной тяги. Вместе с ним отправлялась и сепарирующаяся из топочного пламени в шлаковые бункеры зола. С завершением в 1941 г. сооружения системы гидрозолоудаления золу смывной водой с помощью шламовых насосов стали отправлять в золоотстойник в районе реки Нишенки.

Подмосковный уголь имел в своем составе 24—26% золы. Шлака и золы стало накапливаться настолько много, что срочно встал вопрос не только о реконструкции шлаковых бункеров, но и всей системы золоудаления.

В 1942 г. удалось смонтировать четыре сушильные системы топливоподачи из шести. С нулевыми запасами угля электростанция зачастую работала и в 43-м, и в 44-м, и в 45-м годах. Сказывались перегруженность железных дорог в результате перевозки военных грузов, отсутствие надлежащего числа подвижных составов и трудности с добычей.

ТЭЦ ежегодно недополучала до 110 тыс. т угля. С разрешения НКЭС в 1943—1944 гг. недопоставки частично восполнялись за счет госрезерва (антрацитом). В 1944 г. антрацита было сожжено 53,4 тыс. тонн. Тем не менее, годовой план выработки электроэнергии оказался все же недовыполнен.

Подавляющее большинство аварий и браков имело место в котельном цехе.

В 1942 г. из 38 аварий и 88 случаев брака в целом по станции, в котельном соответственно 32 и 52. Только по этой причине было недовыработано 4,27% электроэнергии.

Численность персонала в годы войны на электростанции резко возросла. В 1941 г. она составляла 628 человек и находилась примерно на уровне 1940 г., в 1942 г. — 1007, в 1943 г. — 1244, в 1944 г. — 1056, в 1945 г. — 1115 человек. Значительную их часть состав

ляли бойцы военно-строительной колонны, сформированной 6 января 1942 г. при Управлении Мосэнерго на правах отдельного батальона. На ТЭЦ были направлены три из пяти его отрядов. В отдельные годы численность бойцов колебалась от 176 (1944 г.) до 526 (1943 г.). Это были пожилые люди, признанные непригодными к строевой службе. Они трудились на выгрузке вагонов, шуровке угля в бункерах, очистке мельничного помещения от колчедана.

В 1942 г. электростанция пополнилась большой группой выпускников ремесленных училищ Ярославля.

Возрастной состав персонала электростанции свидетельствовал о значительной доле в нем молодежи (до 25 лет). Если исключить из расчета бойцов военно-строительной колонны, то в 43-м она равнялась 42, в 44-м — 33, а в 45-м — 34 %. Ушедших на войну мужчин заменили женщины. Доля женщин соответственно составляла 66, 55 и 63 %. Среди молодежи имелось много подростков в возрасте до 18 лет. Их численность в те же годы достигала соответственно 151, 92 и 74 человек.

В мае 1943 г. по решению ВЦСПС и НКЭС электростанции впервые присудили классное место во Всесоюзном социалистическом соревновании: третье место и денежная премия в сумме 40 тыс. руб. За работу в июне ТЭЦ присудили второе место и премию в 100 тыс. руб.

В августе 1943 г. станция завоевала первое место с получением переходящего Красного знамени Государственного комитета обороны и денежной премии в размере 225 тыс. руб. Коллектив удерживал знамя ГКО в течение трех месяцев (август—октябрь).

В конце ноября 1943 г. станция получила правительственное задание смонтировать энергопоезд мощностью 850 кВт для освобожденного Донбасса. За 35 дней поезд был построен и 25 декабря 1943 г. отбыл по назначению. Станция оказывала помощь в восстановлении Зуевской ГРЭС.

Всего за годы войны выработано электроэнергии — 2556,57 млн кВт.ч, отпущено тепла — З208,15 тыс. Гкал. По причине недобора котлами паровой нагрузки электрическая мощность ТЭЦ в 1944 г. недоиспользовалась на 15—17 тыс. кВт. Коэффициент использования установленной мощности турбин составлял 60,3 % (в 1943 г. — 40 %). Мосэнерго утверждало плановые задания с учетом реального положения дел. Но и они выполнялись не полностью.

В 1942 г. план по выработке электроэнергии удалось выполнить на 88,6 %, в 1943 г. — на 98,17, в 1944 г. — на 96,9, в 1945 г. — на 86,27 %; по отпуску тепла соответственно на 96,87, 101,68, 106,9 и 103,58 %. Планы не выполнялись, главным образом, из-за отсутствия достаточного количества угля.

На фронт со станции ушло более 150 человек, из которых не вернулись с фронта и погибли смертью храбрых, защищая Родину 40 человек. Вернулось на станцию 47 человек. КНИГА ПАМЯТИ МОСЭНЕРГО


ДИРЕКТОРЫ


Фомичев Григорий Иванович — 1939 г. — 10 апреля 1942 г.

Родился 19 августа 1905 г. В 1925 г. окончил в Туле Губсовпартшколу. Член ВКП(б) с февраля 1926 г. Работал секретарем райкома комсомола в Ново-Никольском районе Тульской обл. В 1937 г. окончил Московский энергетический институт. Поступил на работу в Мосэнерго в 1937 г. Директор ТЭЦ–11. С апреля 1942 г. — директор филиала МЭИ. В 1951—1975 гг. — директор Московской кабельной сети. На пенсии с 1975 г. Лауреат Сталинской премии (1950 г) за участие в коренном усовершенствовании методов ремонта электрооборудования). Награды: ордена Ленина, Октябрьской революции, Красной Звезды, «Знак Почёта».

Галухин Николай Васильевич— 4 апреля — 22 декабря 1942 г.

Приказом НКЭС от 22 декабря 1942 г. освобожден от должности директора ТЭЦ-11.

Уфаев Михаил Яковлевич — 1 января — 25 марта 1943 г.

Фомичев Григорий Иванович — 28 мая 1943 г. — 1951 г.


Главные инженеры


Сергеев Андрей Сергеевич — 23 августа 1939 г. — 11 января 1942 г.

Отстранен от должности главного инженера с переводом в котельный цех. Затем, в конце войны, работал в Главцентрэнерго.

Андреев Николай Алексеевич —11 января 1942 г. — 1 апреля 1943 г. До января 1942 г. — главный инженер ТЭЦ-12.




Назад к списку очерков