Новое на сайте

Приветствие
Приветствие 19.03.2024 10:43:00
Приветствуем вас в нашем виртуальном Музее истории Мосэнерго. Изучайте нашу общую историю, известные и забытые документы, интереснейшие фотографии.Это наш общий сайт – делитесь своими воспоминаниями, присылайте фотографии и документы. Они станут частичкой истории московской энергетики. Мы регулярно публикуем материалы из музея. Следите за новостями в нашей группе ВКонтакте.


Улица Кржижановского
Улица Кржижановского 17.03.2024 10:56:00
Традиция называть улицы, поселки и другие объекты в честь известных личностей существует уже много лет. Мы собрали подборку, посвященную выдающемуся советскому учёному-энергетику Глебу Максимилиановичу Кржижановскому.
Г.М. Кржижановский по заданию ЦК РСДРП в 1907 году устроился в «Акционерное Общество Электрического Освещения 1886 года», работал монтером, потом инженером под началом Л.Б. Красина, затем Р.Э. Классона. С 1910 года заведовал в Москве кабельной электросетью. Участвовал в проектировании и строительстве первой в России электростанции на торфе Электропередача. После Октябрьской революции 1917 года работал над восстановлением и развитием энергохозяйства Москвы. С 1919 года – председатель Главэлектро ВСНХ.
В.И. Ленин говорил про Кржижановского: «Архисвой человек, проверенный в делах товарищ…». По прямому указанию Ленина Кржижановский разрабатывал план электрификации. В 1920 году назначен председателем Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО).
В 1921 – 1930 годах был первым председателем Госплана РСФСР, участвовал в составлении первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР.
В 1930 – 1932 годах возглавлял Главэнерго Наркомтяжпрома.
В 1932 – 1936 годах – председатель Комитета по высшему техническому образованию при ЦИК СССР и заместитель наркома просвещения РСФСР.
В 1929 – 1939 годах – вице-президент Академии наук СССР, основатель и до конца жизни руководитель Энергетического института АН СССР.

• Посёлок Кржижановск в Пермской области.
• На доме в Москве, где он жил (Колпачный пер., 5), есть мемориальная доска.
• В Москве создан музей-квартира Г. М. Кржижановского как филиал Музея Революции.
• Теплоход «Глеб Кржижановский» Московского речного пароходства
• Научно-исследовательский энергетический институт им. Кржижановского (ЭНИН)
• В городе Минусинске Красноярского края создана мемориальная квартира Кржижановского.
• На доме 24 по улице Кирова (ныне Мясницкая) в Москве в память о заседании ГОЭЛРО была установлена табличка. В ней упоминается, что председателем был Кржижановский.
• Змиевская ТЭС носит имя Кржижановского.
• Каширская ГРЭС № 4 носит имя Кржижановского.
• Локомотивное депо Самара носит имя Кржижановского.
• В 1972 году была выпущена почтовая марка СССР, посвящённая Кржижановскому.
• Ремонтное локомотивное депо Нижнеудинское носит имя Кржижановского.
• Улица Кржижановского в Москве (бывшая 5-я Черёмушкинская).
• Улица Кржижановского в Санкт-Петербурге.
• Улица в Симферополе.
• Улица Кржижановского в Твери.
• Улица Кржижановского есть также в Ростове-на-Дону.
• Улица Кржижановского в Киеве.
• Улица Кржижановского в Красноярске.
• Улица Кржижановского в пос. Волжском Самарской области.
• Улица Кржижановского в Якутске.
• Улица Кржижановского в п. Актас Карагандинской области.
• Улица Кржижановского в Астрахани.
• Улица Кржижановского в Запорожье.
• Улица Кржижановского в Нижнеудинске.
• Улица Кржижановского в Кашире Московской области.
• Улица Кржижановского в Электрогорске Московской области.
• Улица Кржижановского в посёлке Шушенское Красноярского края.
• Улица Кржижановского в селе Ермаковское Красноярского края.


Экскурсия
Экскурсия 15.03.2024 11:36:00
Сегодня в Музее Мосэнерго прошла экскурсия для учеников 5 класса из школы №875. Ребята познакомились с историей электрификации, посмотрели исторические макеты электростанций, а также узнали технологический процесс работы современной станции на макете ТЭЦ-26. После просмотра обучающего 3д ролика о работе ПГУ и мультфильма пятиклассники самостоятельно попробовали свои силы в интерактивной игре "Экомониторинг". А после экскурсии ребята примерили каски энергетиков и сфотографировались на историческом щите управления ГЭС-1!


Механизация формовки торфа на полях сушки формовка при помощи гусениц с высокими и тонкими шпалами
Механизация формовки торфа на полях сушки формовка при помощи гусениц с высокими и тонкими шпалами 14.03.2024 10:31:00
Инженер Гидроторфа Мягков Константин Ефимович предложил следующий вариант механизации формовки торфа на полях сушки формовка при помощи гусениц с высокими (150 мм) и тонкими (около 50 мм) шпалами, отстоящими друг от друга на толщину кирпича (около 100 мм). Опыт формовки торфа такими шпалами проделан был при помощи трактора Пежо, на металлические шпалы которого были привернуты высокие деревянные бруски, длиною 500 мм. Оказалось, что формовка кирпичей таким способом производится вполне надежно, кирпич не застревает и трактор выполняет эту работу без затруднения. На фотографии - Формующие гусеницы на собственном ходу (сконструированы К.Е. Мягковым уже после смерти Р.Э. Классона).  


Инженер Мягков К.Е.
Инженер Мягков К.Е. 13.03.2024 12:21:00
Мягков Константин Ефимович (ок. 1894 – ок. 1940) - инженер, с 1922-го работал в Гидроторфе. Сконструировал, в т.ч., так называемые «формующие гусеницы», правда, уже после смерти Р.Э. Классона, и тем самым механизировал такую трудоемкую ручную операцию как «цапковку» гидроторфа, разлитого на полях сушки. 

Какое значение придавал Роберт Эдуардович этому делу, говорит его следующий циркуляр по Гидроторфу за август 1924-го (казалось бы, сугубо технический, но речь на самом деле идет о выживании организации «под большевиками»): "Сушка гидроторфа все еще обходится дороже сушки машинно-формованного, и все усилия в настоящее время должны быть обращены на то, чтобы выработать дешевый способ формования кирпичей высоких и отделенных друг от друга воздушным промежутком. Только при этом условии возможно сокращение операций по сушке, производимых торфяницами, и при достижении такой формовки гидроторф станет сразу значительно дешевле и окончательно побьет конкуренцию машинноформовочному торфу в глазах всех. Для того, чтобы не идти по ложному пути, я резюмирую итоги нашей работы по применению формовочных автомобилей. <…> Я прошу всех инженеров Гидроторфа подумать над этим вопросом, т.к. в тот день, когда разрешится вопрос о применении автомобиля формования и можно будет получать отдельные кирпичи, со всех сторон обдуваемые воздухом, задача Гидроторфа в области полей сушки будет разрешена. И такой автомобиль нам необходимо построить к 1925-му году". 

На фотографии К.Е. Мягков (крайний слева) с коллегами по Гидроторфу.


Электропередача
Электропередача 12.03.2024 11:41:00
110 лет назад была введена в эксплуатацию станция Электропередача (ГРЭС-3 им. Классона). Еще с 1909 года у энергетика Роберта Эдуардовича Классона зрела заманчивая идея – построить вдали от Москвы районную электростанцию, используя местное топливо, и снабжать энергией промышленные предприятия, города и поселки района радиусом около 100 км. Электростанция стала научным центром русской энергетики, местом, где испытывали и внедряли новые технологии. Тут не только разрабатывались способы добычи торфа и сжигания его в топках энергетических котлов, но и исследовались возможности передачи электроэнергии на большие расстояния. До пуска этой электростанции в московском энергохозяйстве не было воздушной высоковольтной сети. На сайте Музея можно ознакомиться с очерками про историю и архитектуру станции.


Опора ЛЭП
Опора ЛЭП 07.03.2024 15:06:00
Концевая опора ЛЭП «Шатура — Москва» на фоне Кремля, 1930-е годы. В проектировании опор ЛЭП принял участие А.В. Винтер, а также инженеры А. Горев, Г. Красин, А. Чернышёв. Открытка с видом опор двухцепной воздушной ЛЭП Шатурская ГРЭС — Раушская ЭС напряжением 115 кВ. Принадлежит «Обществу изоляторов Гермсдорф-Шомбург» (HESCHO), поставлявшего на линию свою продукцию. Впоследствии эта линия в центре города была уложена в подземный кабель.


Выставка проекта «Москва без окраин»
Выставка проекта «Москва без окраин» 04.03.2024 10:42:00
В Музее Москвы 7 марта откроется новая выставка проекта «Москва без окраин». Ее посвятят району Очаково-Матвеевское, расположенному на западе столицы. В организации выставки принял участие музей истории ПАО «Мосэнерго», который предоставил макет ТЭЦ-25. На месте нынешнего Очаково-Матвеевского раньше располагалось несколько поселений. История одних мест связана с сельскохозяйственными и природными ландшафтами, других — с промышленными предприятиями. В 1960-е годы эти территории, отделенные друг от друга реками, дорогами и железнодорожными путями, начали активно застраиваться и развиваться. А в 1997 году Очаково и Матвеевское объединили в один район. Музейные экспонаты дополнят материалы, которые собрали кураторы выставки во время интервью с горожанами, — это воспоминания и предметы из семейных архивов. К проекту присоединились более 50 жителей района.


Статья
Статья 29.02.2024 10:23:00
Промышленная архитектура – это относительно молодая область зодчества, в рамках которой было создано множество объектов культурного наследия. В журнале РГБ "Обсерватория культуры" опубликована статья сотрудницы Музея Мосэнерго Шулениной Юлии, посвященная дореволюционной промышленной архитектуре. Первые электростанции Москвы (Георгиевская, Раушская и Трамвайная) позволяют проследить эволюцию подходов к архитектурному проектированию промышленных объектов. Статья посвящена исследованию эволюции архитектурного стиля и художественно-эстетических особенностей первых московских электростанций: Георгиевской (1888), Раушской (1897) и Трамвайной (1907) в период активного промышленного развития на рубеже XIX—XX веков. Цели состоят в выявлении тенденций дореволюционной индустриальной архитектуры Москвы, а также в дополнении истории архитектуры новыми сведениями об архитектуре электростанций.


Экскурсия
Экскурсия 27.02.2024 11:34:00
Сегодня Музей Мосэнерго посетили студенты 2 курса Колледжа Архитектуры, Дизайна и Реинжиниринга № 26 по специальности "Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования".


Новости музея 1 - 10 из 1238
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец