Новое на сайте

Аркадьев Владимир Константинович (1884–1953 гг.) – российский физик, член-корреспондент АН СССР. Научная деятельность В.К. Аркадьева связана с Московским государственным университетом (МГУ), профессором которого он был. Начинал он ее в 1907 г. с исследований электромагнитных явлений в металлах в лаборатории П.Н. Лебедева, который был его научным руководителем. В 1913 г., исследуя железо и никель, он впервые в мире наблюдал гиромагнитный (ферромагнитный) резонанс – явление, изучение которого позднее составило основное содержание целого научного направления – гиромагнитной электроники и электродинамики. В 1919 г. он создал в МГУ магнитную лабораторию, ставшую на долгие годы центром исследований в области электромагнетизма. В.К. Аркадьев создал общую теорию массивных спектров, под его руководством получены кратчайшие радиоволны, что позволило «сомкнуть» электромагнитный спектр. Широкую известность получили его работы по методам магнитной спектроскопии, радиоскопии. Он является одним из основоположников теории приборов СВЧ и современной магнитодинамики. В.К. Аркадьев автор более 300 научных работ.

24 января 1878 года родился выдающийся ученый-энергетик – Глеб Максимилианович Кржижановский. Его послужной список велик. Работал монтером, инженером, заведующим кабельной сетью «Общества электрического освещения 1886 года». Вошел в историю как председатель Государственной комиссии по электрификации России (ГОЭЛРО), первый председатель Госплана, основатель и директор Энергетического института АН СССР. В архиве музея сохранилось уникальное благодарственное письмо рабочих «Общества электрического освещения 1886 года», в котором они отзываются о своем руководителе как о профессионале своего дела.

Белькинд Лев Давидович (1896–1969 гг.) – российский ученый, один из основоположников отечественной светотехники, специалист в области истории электротехники, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель науки и техники РСФСР. Окончил в 1919 г. Харьковский технологический институт, с 1923 г. он ведущий инженер промышленного отдела Главэлектро ВСНХ. В 1926 г. участвует в разработке первой серии осветительных приборов, которые стали изготавливаться отечественной промышленностью, а в 1930 г. он назначен техническим директором завода «Электросвет». С 1933 г. он профессор кафедры светотехники МЭИ, которую возглавлял в течение 17 лет. В 1934 г. вышла книга Л.Д. Белькинда «Электрические осветительные приборы ближайшего действия». В 1946 г. был создан курс «Теоретические основы светотехники». Л.Д. Белькинд был одним из организаторов и первым деканом нового в МЭИ электрофизического факультета. Он основатель и главный редактор (с 1932 по 1938 г.) журнала «Светотехника»; под его редакцией было издано 12 иностранно-русских политехнических словарей. Л.Д. Белькинд также был основателем и в течение 15 лет (с 1947 г.) руководителем кафедры истории техники МЭИ. Он возглавлял авторский коллектив первого в нашей стране учебника «История энергетической техники». Им написаны монографии о многих выдающихся отечественных и зарубежных электротехниках, получившие широчайшее признание.

Выражаем благодарность Ложкиной Ларисе Ивановне, руководителю Московского отделения Службы Розыска Информационного Поискового Центра «ИНФОРМБЮРО» за передачу в архив Музея Мосэнерго фотографий и документов о Кулешове Александре Ефремовиче, электросварщике ремонтно-механического цеха ГЭС-1 им. П.Г. Смидовича, погибшего в годы Великой Отечественной Войны 1941-1945 гг. Служба Розыска принимает участие в поисковых экспедициях, ведет поиск родственников солдат, останки которых обнаружены и опознаны поисковыми отрядами.

При настоящих тяжелых условиях работа в области благоустройства Москвы, несмотря на большие усилия и затраты со стороны МКХ, мало заметна московскому населению, вообще, и рабочим – в частности. Ни в области ремонта путей сообщения, ни в области очистки Москвы от мусора и нечистот значительных результатов, ощутимых для всего населения столицы, достигнуть в силу общей бедности, испытываемой МКХ, – не удалось. Но есть одна работа по благоустройству Москвы, которая должна быть известна и ощутима всему населению – это уличное освещение.
Наружное освещение Москвы стало заметно развиваться с 1911 г. и с каждым годом принимало все более широкие размеры. В 1914 г. московские улицы и проезды освещались следующим количеством световых фонарей: электрических 649 дуговых ламп, электрических 3358 ламп накаливания, газовых однорожковых и многорожковых 7806, керосиновое освещение 8400.
С каждым годом технического усовершенствования уличное освещение подвигалось вперед, и число электрических и газовых источников света возрастало, а керосиновое сокращалось, и за один 1914 г. это сокращение выразилось в 1420 ламп.

В январе 1975 года ТЭЦ-25 приказом министра энергетики и электрификации СССР была введена в число действующих предприятий Мосэнерго. ТЭЦ-25 расположена на территории Западного административного округа города Москвы, это одна из крупнейших ТЭЦ в составе Мосэнерго. Электростанция обеспечивает электрической и тепловой энергией промышленные предприятия, жилые дома и объекты социальной сферы запада и юго-запада Москвы.

Сегодня Музей Мосэнерго и энергетики Москвы посетили ученики школы Лексис из города Лосино-Петровский. Ребята из кружка по робототехнике познакомились с историей электрификации, изучили работу электростанции, посмотрели мультфильм и 3Д ролик о работе оборудования!

Предлагаем Вам прочитать статью о Владимире Леонидовиче Гвоздецком, которая вышла в прошлом году к 80-летнему юбилею ученого в журнале ЭНЕРГЕТИК. Гвоздецкий В.Л. - кандидат технических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории техники и технических наук ИИЕТ РАН. Область научных интересов Владимира Леонидовича охватывает когнитивную и социальную историю техники и технических наук, историю отечественной энергетики, научное наследие крупнейших учёных, инженеров, руководителей промышленности, а также историю энергетики, памятники науки и техники.

В январе 1922 года постановлением Президиума ВСНХ создано Московское объединение государственных электрических станций (МОГЭС). В состав треста МОГЭС вошли следующие электростанции: МГЭС-1, Трамвайная, Электропередача, Шатурская, Глуховская, Павлово-Посадская и Ореховская. На фотографии Трамвайная электростанция в Москве из архива Музея.

Правда. 1920 № 247.
Председатель Государственной комиссии по электрофикации России инженер Кржижановский в беседе с нашим сотрудником сообщил следующие данные о работе этой комиссии: – Государственная комиссия по электрофикации в общем и целом почти уже закончила работу по осуществлению своей первоначальной задачи – подготовке общего плана электрофикации. В этой работе принимало участие более 100 электротехников и других выдающихся технических сил. Изучив стоящие перед нами задачи, мы пришли к выводу о необходимости и возможности в ближайший 10-летний срок построить не менее 27 крупных электрических станций для Европейской России и трех таких же станций для Западной Сибири и Туркестана. 27 станций должны быть мощностью в 1,5 млн кВт, из которых 500 тыс. за счет водной и 1 млн – за счет тепловой энергии. […] В 1914 г. была создана первая крупная электрическая станция Электропередача и большие электрические станции в Москве и в Петрограде, которые носили уже европейский характер. Электрофикация намечалась еще до войны, и, значит, в идее электрофикации нет ничего нового, но, несомненно, для нас в этом деле новое заключается в том, что значительно изменились к лучшему условия развития электрофикации. Тот капитализм, который порождал электрофикацию в России, он же ей и мешал, так как при сохранении частной собственности на землю нельзя было рассчитывать на широкое использование водопадов и на постройку обширной сети электрических станций. […] Нам пришлось обратить особое внимание на транспортную проблему. Дело в том, что у нас главное топливо нефть и каменный уголь, расположены на окраинах, откуда его приходится доставлять в потребляющие губернии на расстоянии 2–3 тыс. верст. Потребляющим губерниям приходится добывать хлеб также, главным образом, из окраинных черноземных губерний. При таких условиях ясно, что всякая разруха транспорта у нас сопряжена с одновременным топливным и продовольственным кризисами. Поэтому в первую очередь нами и должно было быть обращено внимание на транспортный кризис. С этой целью нами была выделена особая группа специалистов, работающих над вопросом об электрофикации ж. д. Они произвели обширные работы, на основании которых комиссия пришла к выводу, что необходимо путем электрофикации транспорта разрешить 2 основные задачи: в направлении меридиальном – электрофицировать Московско-Курскую ж. д. с ее разветвлениями в западный конец Донецкого района, а в широтном направлении разрубить ж.-д. пробки, которые создаются в ж.-д. сети в Южно-Донецкой области, и связать эту область электрическим транспортом через станцию «Белую Калитву» с Царицыным, давши выход донецкому антрациту в бассейн Волги. Не упуская из виду план широкой электрофикации, мы обращаем большое внимание, напрягая все усилия, чтобы упорядочить, организовать и фактически обобществить все существующие электрические установки. Таким образом, мы подходим вплотную к наиболее широкому использованию электрических станций, уничтожаем разделение их на станции общественного пользования и частные, оцениваем их по признаку экономическому, связываем станции в одно хозяйственное целое и создаем основу единого государственного электрического хозяйства. Из программы большой электрофикации нами сейчас производятся следующие работы. Значительно расширена единственно большая районная станция, оставшася нам в наследие от довоенной эпохи, а именно государственная электрическая станция Электропередача. На ней поставлена новая турбина в 5000 кВт, новые большие паровые котлы и соответствующее механическое оборудование. Мощность этой станции в настоящее время составляет 20 тыс. кВт, против прежней первоначальной мощности в 10 тыс. кВт. Одновременно здесь же в широком масштабе были произведены опыты механизации добычи торфа по так называемому гидравлическому способу, причем результаты этих опытов в 20-му году показали, что мы вправе ожидать в ближайшем будущем решительной реорганизации в области торфодобывания. Одновременно произведены большие работы по сооружению Шатурской государственной станции на торфяных залежах, причем там закончена первая опытная ячейка будущей районной станции в 5000 кВт и в значительной мере подвинуты вперед торфяные разработки и работы по оборудованию поселков, фабричного, станционного и торфяного. Вместе с тем ведутся усиленным темпом работы по сооружению Каширской районной электрической станции. […] Можно надеяться, что в 12–18 месяцев эта станция будет закончена. Кроме этих трех станций, приступлено к подготовительным работам по целому ряду других намеченных к постройке станций. […]
Начало | Пред. | 3 4 5 6 7 | След. | Конец